Адвентисты

Категория: Энциклопедия

АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие) — самоназвание последователей христ. эсхатологического учения, возникшего в 1831 в США среди протестантов (протестантизм). Основателем адвентизма считается проповедник баптистской общины г. Хэмптон в штате Нью-Йорк Уильям Миллер (1782–1849), автор книги Свидетельства из Св. Писания и истории о Втором пришествии Христовом в 1843 году и Его личном царствовании в продолжение 1000 лет. Опираясь на субъективно истолкованные пророческие книги Библии (гл. обр., 8-ю главу кн. пророка Даниила, а также Откровение Иоанна Богослова), У. Миллер «вычислил» упомянутый срок Второго пришествия. Пророчество не сбылось, срок исполнения был сдвинут на 1844, 1847 и далее (1912–13, 1932–33). Первоначальное движение А. распалось на несколько ветвей.

В наст. время конкретная дата Второго пришествия Христа А. не указывается, но безусловным для А. остается ожидание скорой кончины мира и близости Страшного суда. Являясь совр. формой хилиазма, адвентизм имеет несколько разновидностей. Наиболее многочисленное и распространенное течение — Адвентисты Седьмого Дня, основателями которого были проповедники Джеймс и Елена Уайт, — возникло в 1863. Адвентисты Седьмого Дня почитают вместо воскресенья субботу (на основании буквально истолкованной ими 3-й заповеди Декалога). Догматика А. (взгляд на смерть как на сон, от которого душа пробудится в Судный день, соединившись с воскресшим телом; понимание тела как храма Св. Духа, который надлежит созидать и беречь в ожидании физического воскресения) обязывает соблюдать особый бытовой уклад в духе т.н. «санитарной реформы» (строгое соблюдение гигиены, запрещение алкоголя и курения). В основе учения А. лежит вера в близкое Второе пришествие Христа, Страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. А. признают богодухновенность Библии и верят в Пресвятую Троицу. Обязательным для А. является выполнение библ. заповедей. Крещение у А. совершается посредством погружения в воду. Для крещения необходимы исповедание веры в Иисуса и доказательство покаяния во грехе. Крещению предшествуют наставления из Св. Писания. А. считают себя особо избранными в среде христиан, поэтому им присущ дух конфес. исключительности.

Адвентизм в России. В России А. появились в 1886 в Крыму, где проповедник из США Луи Конради основал их первую общину. Постепенно подобные общины возникли на Кубани, на Дону, в Бессарабии (Молдавии), Поволжье, Привислинском и Прибалтийском крае. В юж. губерниях России в 90-е XIX в. они распространились вследствие интенсивной пропаганды (листовки, брошюры, проповеди) немца Иоганна Перка, члена Гамбургской общины А. На рубеже XIX–XX вв. А. организовали общины в Туркестане и в Сибири. В годы 1-й рус. революции (1905–07) А. проповедовали свое учение в С.-Петербурге и др. крупных городах. Особенно восприимчивой средой для А. оказались рус. сектанты — штундисты (разновидность анабаптизма). Наряду с русскими и украинцами адвентистское крещение принимали латыши, эстонцы, евреи. 14.03.1906 министр внутр. дел П. Столыпин издал указ, разрешающий А. «свободно исповедовать их вероучение» и «отправлять общественное богослужение в устроенных ими домах». В 1908 был учрежден адвентистский «Российский унион», объединивший в 146 общинах 44 проповедника и 4000 членов (в 1912 их было уже 5500). До 1917 численность и влияние А. в России заметно возрастали, регулярно проводились съезды, велась издательская и благотворительная работа. Лидеры рос. А. осудили Октябрьскую революцию 1917 и были почти все арестованы. В 1924 на 5-м Всесоюзном съезде адвентистов в СССР произошел раскол: некоторые делегаты выступили против обращения съезда к ЦИК СССР с заявлением о лояльности. Они вышли из союза и создали свою организацию, не признающую некоторых «безбожных» гос. законов, в частности, они отказывались брать в руки оружие и служить в армии, предвосхитив решения съезда А. 1926 в Германии, на котором была создана радикальная организация А.-реформистов. В 1936 возник новый подпольный центр — «Всероссийская уния адвентистов-реформаторов» (В. Шелков, П. Манжура, Г. Оствальд), но единой организации А. в СССР фактически не существовало. После Второй мировой войны был создан «Всесоюзный совет Адвентистов Седьмого Дня». В 1960 он был распущен под давлением властей в ходе антирел. кампании Н.С. Хрущева. Часть А. («Всесоюзная Церковь верных и свободных Адвентистов Седьмого Дня», возглавляемая В. Шелковым) вынуждена была уйти в подполье. В нач. 80-х XX в. на терр. СССР насчитывалось не менее 32 тыс. А., действовало ок. 450 молитвенных домов; общины объединялись в региональные советы. Председатели 4 региональных советов на терр. РСФСР входили в состав республиканского совета. Во время «перестройки» отношение к А. со стороны гос-ва смягчалось. В дек. 1988 в пос. Заокский Тульской обл. был открыт административно-учебный центр А. в РФ (канцелярия республиканского совета, заочные библ. курсы, издательский отдел). В 1990 на Генеральной ассамблее А. в г. Индианаполисе (США) Церковь А. в Советском Союзе была принята во Всемирный союз А. в качестве 11-го дивизиона (состоящего, в свою очередь, из 5 унионов: Российского, Украинского, Молдавского, Прибалтийского, Южного; президент дивизиона — М.П. Кулаков). В наст. время А. Российской Федерации и стран СНГ насчитывают ок. 800 общин и ок. 50 тыс. членов.

Лит-ра: Алексий (Дородницын), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во 2-й половине XIX столетия. Казань, 1909, с. 326; Лебсак Г.И. Великое адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России. К., 1918; Фризен Г., Рейнмарус А. Адвентисты. М., 1930; Москва: Религиозные центры и общины. М., 1992, с. 74–77; Религиозные организации: Центры и региональные структуры: Москва, Россия, страны СНГ и Балтии. М., 1993, с. 76–77; Российские и зарубежные общественные и религиозные объединения: Справочник. М., 1993, с. 286; Rettaroli A. Protestanti avventisti. R., 1941; Hoekema A. The Four Major Cults. Grand Rapids, 1963; Zyko Z. Adwentyzm. Wwa, 1970.

В. Никитин

Похожие статьи:

Добавить комментарий