Альберт Великий

Категория: Энциклопедия

АЛЬБЕРТ  ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus),  Альберт  фон  Больштедт (Albert von BollstКdt), св. — монах-доминиканец (OP), епископ, богослов, философ  и   естествоиспытатель, Учитель  Церкви, Doctor universalis (Доктор  универсальный); род. в 1193 или 1206/07,  Лауинген (Германия), ум. 15.11.1280,  Кёльн.

Жизнь и деятельность. Происходил из графского рода, вступил в Орден доминиканцев в 1223. Став в 1245 магистром, преподавал в Парижском ун-те (1245–48) и в кёльнской доминик. школе (1248–52), где его учениками были Фома Аквинский и Ульрих Страсбургский. А. возглавлял провинцию ордена в Германии (1254–57), был еп. Регенсбурга (1260–62). Беатифицирован Католической Церковью в 1622, канонизирован в 1931; в 1941 провозглашен покровителем ученых. Память А. в Католической Церкви — 15 ноября.

Основные соч. К осн. трудам А. относятся Summa de creaturis (Сумма о творениях, 1240–43); De intellectu et intelligibili (Об интеллекте и умопостигаемом, ок. 1250); De anima (О душе, 1254–57); De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего, 1254–70); De unitate intellectus contra averroistas (О единстве разума против аверроистов, 1256); Metaphysica (Метафизика, после 1262); Summa theologiae (Сумма теологии, 1270–80) и др.

Философия и богословие. С именем А., считавшего, что всякое истинное знание может быть (вне зависимости от происхождения) включено в общий контекст христ. мысли, и изложившего и прокомментировавшего практически все работы Аристотеля, связано восприятие идей и методов Аристотеля богословием, философией и наукой европ. Средневековья. Однако трактовка А. аристотелизма не была вполне корректной в связи с сильной зависимостью от его авиценновской интерпретации, ввиду значительного влияния на мысль А. со стороны неоплатонических по духу филос. идей Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, аль-Фараби, а также Книги о причинах и Теологии Аристотеля — араб. компиляций, которые в Средние века считались принадлежащими Аристотелю. В отличие от многих других схоластов, А. проводит четкое разделение областей богословия и философии, признавая самодостаточность каждой из них в сфере своего приложения. Согласно А., богословие, являясь практическим учением, стремящимся к знанию не ради него самого, но как к средству спасения, руководствуется при этом положениями веры, которые разум судить не может. Философия же как интеллектуальное постижение сущего, или вещей самих по себе (res in se), со своей стороны, в процессе обретения знания о них не нуждается ни в каких иных авторитетах, кроме логического доказательства и опыта, и имеет своей целью само это знание. Философы опираются в своей науке на низшую, рациональную способность ума, богословы же извлекают свою мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой даруемым свыше светом (lumen infusum). При этом — благодаря возможности естественного богопознания (ср. Рим 1, 20) — вера в известных пределах может прибегать к услугам разума для своего укрепления и распространения среди людей.

Важнейшее место в онтологической структуре реальности занимает у А. бытие, являющееся первым сотворенным сущим (ens), а следовательно и основой для формирования композиции во всех сотворенных вещах, в которых «то, чтó есть» (id quod est) вещь, т.е. ее сущность, отлично от «бытия, которым есть» (esse quo est) вещь. Абсолютно чистое и простое первое бытие — это бытие Бога, в Котором нет и не может быть никакой композиции, т.к. и «то, чтó есть» Бог, и само Его бытие в Нем совершенно тождественны: Бог актуально есть всё, что Он есть, и чем может быть. Всему сотворенному присуща также причастность определенной форме, соединенной или же несоединенной (как у ангелов) с материей. При этом формы имеют природу умопостигаемого света, являющегося, т.о., универсальной природой (natura universalis) и формой целого (forma totius), излучаемой первой причиной. Хотя, определяя характер отношения между различными уровнями нисходящей иерархии сущностей, А. активно использует неоплатоническую по духу терминологию («эманация», «истечение бытия» и т.п.), это не означает, что он разделял неоплатоническую концепцию происхождения вселенной. Согласно А., человек должен верить в факт творения мира Богом «из ничего» (ex nihilo), поскольку Сам Бог сообщил об этом в Откровении: доказать же средствами разума то, что мир не вечен, невозможно. Впрочем, разум не может убедить и в обратном: Аристотель, по мнению А., не доказал вечности мира, но лишь показал, что тот не может возникнуть или исчезнуть посредством естественных причин.

Космология и антропология. Геоцентрическая космология А. близка аристотелевской. Непо
движное небо эмпирея, созданное Богом на первом этапе Сотворения мира, являясь высшим в иерархии небес, играет в его космосе роль перводвигателя. Эта обладающая световой природой «движущая телесная форма» — причина и иных светов, составляющих сферу звезд. Она обуславливает своими влияниями круговое движение всей системы концентрических сфер, а через них — и активность элементов подлунного мира.

В рамках своей антропологии А. стремится примирить платоновско-августиновское учение о душе как простой нематериальной субстанции, обладающей независимым от тела существованием, и аристотелевское представление о душе как форме тела. По А., в то время как сущностно душа есть чисто дух. субстанция, чья интеллектуальная деятельность не связана с телесными органами (и это обусловливает ее бессмертие), функционирует она как форма тела человека, определяющая его видовое отличие от животного и придающая ему жизнь. Придерживаясь аристотелевского различения деятельной и возможностной интеллектуальных способностей души, А. критикует теорию универсального деятельного разума (intellectus universaliter agens) Ибн Сины, корректируя ее так, что упомянутый разум отождествляется им с Богом, сообщающим свет разумения индивидуальным деятельным разумам; А. также выступает резко против учения Ибн Рушда о едином, вечном и общем для всего человечества интеллекте. Согласно А., разум, который до опыта подобен «чистой доске» (tabula rasa), постепенно приобретает знания при последовательном посредстве двух интенций. Первая (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный на внеш. объект, и сформированное т.о. понятие об определенной вещи; объектом же второй (intentio secunda) выступает содержание самого мышления (универсальные понятия, логические законы и т.п.). При этом, кроме универсалии как абстракции, содержащейся «после вещи» (post rem) в человеч. разуме, согласно А., имеются иные способы существования общей природы вещей: идея, актуально пребывающая «до вещи» (ante rem) в Божественном уме; и потенциально пребывающий «в вещи» (in re) индивидуализированный материей вид (species), или форма. Помимо способности к рациональному постижению, человеч. душа обладает, по А., совестью, сообщающей ей моральные нормы, а также свободной волей, которая способна совершать основанный на знании выбор.

Естественные науки. В трудах А. представлены практически все возможные в его время области естествознания, он ввел в обиход ср.-век. мысли значительный объем ранее не доступной для нее науч. информации, содержащейся в соч. Аристотеля и араб. ученых. При этом, будучи убежденным в том, что только посредством опыта постигается индивидуальное сущее, А. прославился и как практик-натуралист, проводивший собственные эмпирические исследования природных явлений, сопровождавшиеся большой систематизаторской работой. Он наблюдал кометы, изучал морские течения, горячие источники, горные системы, вулканы, землетрясения. Среди его работ есть трактаты De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), а также соч., посвященные астрономии, климатологии, географии: De caelo et mundo (О небе и мире), De causis proprietatum elementorum (О свойствах элементов), De natura locorum (О природе местностей) и т.д.

Соч.: Opera omnia / Ed. A. Borgnet. P., 1890–99. 38 t.; Opera omnia / Ed. B. Geyer. MЯnster, 1951. 40 t.; О растениях // Агрикультура в памятниках западного Средневековья. М.–Л., 1936, с. 231–283.

Лит-ра: Grabmann M. Der heilige Albert der GroІe: Wissenschaftliches Charakterbild. MЯ., 1932; Schoyans M. Bibliographie philosophique de St. Albert le Grand // Revista de Universidade CatЧlica de SЛo Paulo 21 (1961), 36–88; Albertus Magnus Doctor Universalis, 1280–1980 / Ed. G. Meyer, A. Zimmermann. Mainz, 1980; Albertus Magnus and the Sciences: Commemoratives Essays / Ed. J.A. Weisheipl. Toronto, 1980; Craemer-Ruegenberg I. Albertus Magnus. MЯ., 1980; Albertus Magnus: Seine Zeit, sein Werk, seine Wirkung / Ed. A. Zimmermann. B.–NY., 1981; Libera A. de. Albert le Grand et la philosophie. P., 1990.

А. Шишков

На правах рекламы:

Похожие статьи:

Добавить комментарий