Александр I Романов

Категория: Энциклопедия

АЛЕКСАНДР I — российский император (с 1801), старший сын имп.  Павла I; род. 12.12.1777, С.-Петербург, ум. 19.11.1825, Таганрог.

В детстве и юности на А. большое влияние оказал его воспитатель, швейцарец Ф.С. Лагарп, приверженец просветительских, либерально-гуманистических идеалов. А. рос в обстановке веротерпимости. Убийство Павла I, пассивным соучастником которого стал А., оставило в его душе неизгладимый след.

Став императором, А. писал Папе Пию VII о своем намерении соблюдать интересы своих катол. подданных. А. отказался от принятого Павлом I звания великого магистра Мальтийского ордена, оставив себе лишь титул его покровителя. В первые полтора десятилетия своего царствования А. оказывал покровительство иезуитам в России: в Петербурге и Одессе были открыты иез. пансионы, Полоцкая академия получила статус адм. и учебного центра Ордена иезуитов. В общем курсе преобразований начала царствования А. было также проведено реформирование адм. управления Католической Церкви в России. А. пересмотрел соответствующие указы Екатерины II (1795) и Павла I (1798). Указом А. от 13.11.1801 была создана Римско-католическая духовная коллегия. 29.08.1810 пр-вом А. было учреждено Главное управление духовными делами иностранных исповеданий (в ведение которого входили и католики), в 1817 вошедшее в структуру Министерства духовных дел и народного просвещения; возглавил министерство кн. А.Н. Голицын (1773–1844), наиболее видный выразитель и проводник рел. политики «мистического десятилетия» (1812–22). В этот период особое распространение получила деятельность рус. масонства, а также различных рел. сект и обществ; самым ярким проявлением рел. политики А. была деятельность Библейского общества (1812–26), цель которого состояла в переводе Св. Писания на языки народов Рос. империи. Несмотря на гос. поддержку, работа Библейского об-ва из-за присутствовавшего в его идейной направленности конфессионального синкретизма и влияния масонства столкнулась с критич. оппозицией со стороны ряда обществ. деятелей, а также представителей правосл. и катол. духовенства (преимущественно иезуитов). Вместе с тем, наряду с шестью правосл. архиереями, в число вице-директоров Библейского об-ва входил также митр. С. Сестренцевич-Богуш.

В целом А. проводил политику, направленную на ограничение влияния Св. Престола в делах Католической Церкви в России. Миссия папского нунция Т. Ареццо в С.-Петербурге (1803–04) была прервана в результате мелкой полит. интриги, а ответная рос. миссия в Рим так и не была отправлена. Указом А. от 22.08.1804 было объявлено о разрыве дип. отношений России со Св. Престолом; эти отношения были возобновлены только в 1814.

Поворотным моментом в дух. жизни А. стала Отечественная война 1812, которую имп. воспринял как наказание за свои грехи. С 1812 А. стал систематически читать Библию, в списке мистической лит-ры, составленном им в том же году для своей сестры Екатерины Павловны, фигурировал ряд соч. катол. авторов: Фомы Кемпийского, Франциска Сальского, Терезы Авильской, Фенелона, г-жи де Гийон. В то же время А. проявлял ярко выраженную склонность к протест. мистике, к нем. пиетизму (в 1814 состоялась встреча А. с нем. мистиком-пиетистом И.Г. Юнг-Штиллингом). Заключение в 1815 Священного союза между австр. императором-католиком, прусским королем-протестантом и рус. императором-православным мыслилось как своеобразное братское единение трех христ. конфессий. Вместе с тем, Папа Пий VII отказался присоединиться к Свящ. союзу, хотя и считал, что обязан А. своим освобождением из плена и возвращением всех принадлежавших Риму областей.

Склонный к постоянным дух. поискам, А. в последний период жизни испытывал определенное влечение к католичеству. Это определялось, с одной стороны, ориентацией А. на религиозно-полит. доктрину европ. легитимизма, гл. апологетами которой выступали такие катол. мыслители, как Ж. де Местр, Ф.-Р. Шатобриан, Л.Г. Бональд и др. С другой стороны, две сильные личные привязанности также могли внушить А. сочувствие к католичеству: дружба с польск. кн. Адамом Чарторыйским и любовь к дочери польск. помещика М.А. Нарышкиной (урожденной княжне Святополк-Четвертинской).

В толерантной атмосфере александровского царствования произошло зарождение в дворянской интеллектуальной среде феномена рус. католичества как определенного направления в отечественной религиозно-обществ. мысли. Это направление, возникшее в России не в последнюю очередь под влиянием франц. католиков-эмигрантов, дало затем ряд активных представителей рус. католичества, открыто развернув

Похожие статьи:

Добавить комментарий