Апостольское Послание “Ordinatio sacerdotalis” Епископам Католической Церкви о предназначении священнического рукоположения только для мужчин

Категория: Альманах

1. Священническое рукоположение, возлагающее обязанность учить, освящать и править верных, доверенную Христом Апостолам, с самого начала предназначалось в Католической Церкви только для мужчин. Этой же традиции верно следовали и Восточные Церкви.

Когда вопрос о рукоположении женщин был поставлен в Англиканской Церкви, Папа Павел VI, исходя из верности своему долгу стража Апостольского Предания, а также желая устранить ещё одно новое препятствие на пути к христианскому единству, напомнил англиканам позицию Католической Церкви: «Она, по весьма веским основаниям, считает неприемлемой рукоположение женщин во священники. В числе этих оснований следующие: пример, записанный в Священном Писании, где Христос избирает Своими Апостолами лишь мужчин; постоянная практика Церкви, подражающей Христу в избрании только мужчин и ее живая учительская власть, которая всегда придерживалась того, что исключение женщин из священства соответствует Божию замыслу о Церкви» [1].

Когда же вопрос стал предметом обсуждения богословов и в определенных католических кругах, Павел VI повелел Конгрегации Вероучения изложить и объяснить учение Церкви по этому вопросу. Это было сделано в Декларации «Inter insigniores», которую Верховный Архиерей одобрил и повелел обнародовать [2].

2. Декларация напоминает и изъясняет фундаментальные основания сего учения, изложенные самим Павлом VI, и делает заключение, что Церковь «не считает себя имеющей власть допустить женщин к рукоположению в священники» [3]. К этим фундаментальным основаниям документ добавляет иные богословские доводы, поясняющие уместность Божия Промышления, а также ясно доказывающие, что образ действий Христа не исходил из социологических или культурных мотивов, присущих Его времени. Как в последствии пояснил Павел VI, «подлинным основанием для установления основополагающего устроения Церкви, для ее богословской антропологии, для того, что всегда соблюдалось в Предании Церкви, было то, что такой порядок установил Христос» [4].

В Апостольском Послании «Mulieris dignitatem» я сам писал в этой связи: «Призвав в Апостолы только мужчин, Христос действовал совершенно свободно и как власть имеющий. Сделав так, Он использовал ту же свободу, с какой Он, во всём Своем поведении, подчеркивал достоинство и призвание женщины, не считаясь с преобладающими обычаями и традициями, санкционированными законодательством Его времени» [5].

В самом деле, Евангелия и Деяния Апостолов свидетельствуют, что Он осуществил этот выбор в соответствии с предвечным Божиим замыслом; Христос избрал кого хотел (См. Мк. 3, 13-14; Ин. 6, 70); Он свершил сие в единении со Отцем, «чрез Духа Святаго» (Деян. 1, 2 Vulg.), проведя ночь в молитве (См. Лк. 6, 12). В связи с этим, осуществляя допуск к служебному священству [6], Церковь всегда считала нерушимым правилом свой образ действий, основанный на избрании двенадцати мужчин Господом, Который соделал их основанием Своей Церкви (См. Откр. 21, 14). В действительности, мужи сии получили не только служение, могущее быть исполненным всяким членом Церкви; они были особым образом тесно связаны с посланничеством Самого Воплощенного Слова (См. Мф. 10, 1. 7-8; 28, 16-20; Мк. 3, 13-16; 16, 14-15). Также поступили и Апостолы, избрав себе сотрудников [7], которые стали их преемниками в исполнении их миссии [8]. К этому выбору примкнули и те, кто на протяжении всего времени существования Церкви, исполнял служение замещать Христа, Господа и Искупителя [9].

3. Более того, то что Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия и Матерь Церкви, не получила ни миссии присущей Апостолам, ни служебного священства, ясно показывает, что недопущение женщин ко священству никоим образом ни означает умаления достоинства, ни может быть рассмотрено как их дискриминация. Скорее, это должно рассматриваться как верное следование замыслу, который должен быть приписан премудрости Господа Вселенной.

Присутствие и роль женщины в жизни и миссии Церкви, хоть и не связано со служебным священством, остаётся совершенно необходимым и незаменимым. Как подчеркивает Декларация «Inter insigniores», «Церковь желает, чтобы женщины-христианки всецело отдавали себе отчет в величии их миссии: сегодня их роль особенно возросла как в обновлении и гуманизации общества, так и в новом открытии верующими подлинного лика Церкви» [10].

В Новом Завете и во всей истории Церкви наличествуют многочисленные свидетельства присутствия в Церкви женщин, истинных Христовых учениц и свидетельниц в семье и обществе, а также их полного посвящения себя служению Богу и Евангелию. «Защищая достоинство и призвание женщины, Церковь воздает честь и благодарность тем женщинам, кои, храня верность Евангелию, во все времена участвовали в апостольской миссии всего Народа Божия. Они были святыми мученицами, девами и матерями семейства, смело свидетельствовали о своей вере и следовали вере и Преданию Церкви, воспитывая своих детей в евангельском духе» [11].

Более того, всецелое упорядочение иерархической структуры Церкви способствует освящению верных. В связи с этим, Декларация «Inter insigniores» напоминает: «единственный и наилучший дар, коего надо желать, есть любовь (См. I Кор. 12 и 13). Величайшие в Царствии Божием суть не служители Церкви, а святые» [12].

4. Хотя учение о предназначении священнического рукоположения только для мужчин было сохранено постоянным и всеобщим Преданием Церкви и это твердо заявлялось Учительством в его самых новейших документах, тем не менее, в настоящее время в некоторых местах этот вопрос считают открытым для дискуссии, либо считают церковное суждение о недопущении женщин к рукоположению имеющим чисто дисциплинарную силу.

Чтобы устранить все сомнения по поводу столь важного вопроса, который касается Божественного устроения Церкви, я провозглашаю, силою моего служения утверждать братий (См. Лк. 22, 32), что у Церкви нет никакой власти совершать рукоположение женщин во священники, и сего суждения обязаны определенно придерживаться все верные Церкви.

Призывая преизобилие Божественной помощи на Вас, Достопочтенные Братия, и на верных, я преподаю мое Апостольское благословение.

Дано в Ватикане, 22 мая, на Торжество Пятидесятницы, в 1994 г., в шестнадцатый год моего понтификата.

 

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Павел VI, Ответ на Послание Его Высокопреосвященства, Владыки д-ра Ф. Д. Когана, Архиеп. Кентерберийского, касающееся рукоположения женщин во священники (30 ноября 1975 г.); AAS 68 (1976), p. 599.

[2] См. Конгрегация Вероучения, Декларация «Inter insigniores» по вопросу о допущении женщин к служебному священству (15 октября 1976 г.): AAS 69 (1977), p. 98-116.

[3] Ibid., p. 100.

[4] Павел VI, Адрес о роли женщин в спасительном замысле (30 января 1977 г.): Insegnamenti, XV (1977), p. 111. См. также: Иоанн Павел II, Апостольское обращение «Christifideles laici» (30 декабря 1988 г.), n. 51: AAS 81 (1989), p. 393-521; Катехизис Католической Церкви, п. 1577.

[5] Иоанн Павел II, Апостольское Послание «Mulieris dignnitatem» (15 августа 1988 г.), n. 26: AAS 80 (1988), p. 1715.

[6] См. II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция «Lumen gentium», n. 28; Декрет «Presbyterorum ordinis», n. 2b.

[7] См. I Тим. 3, 1-13; II Тим. 1, 6; Тит. 1, 5-9.

[8] См. Катехизис Католической Церкви, п. 1577.

[9] См. II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция «Lumen gentium», nn. 20, 21.

[10] Конгрегация Вероучения, Декларация «Inter insigniores», n. 6: AAS 69 (1977), p. 115-116.

[11] Иоанн Павел II, Апостольское Послание «Mulieris dignnitatem», n. 27: AAS 80 (1988), p. 1719.

[12] Конгрегация Вероучения, Декларация «Inter insigniores», n. 6: AAS 69 (1977), p. 115.

Похожие статьи:

Добавить комментарий