Аргументы Византийской Церкви против Римского главенства

Категория: О церкви

Византийская концепция пентархии связана с тем, что двенадцать Апостолов были преподавателями для всего мира и не локализовали свои полномочия в каком-то одном месте. Такое понимание роли Апостолов — это, конечно, наносит ущерб папскому учению, по которому Римская церковь возвышается над всем христианским миров, потому что папы были последователями Петра. С течением времени напряженность между двумя Церквями росла и горечь увеличилась. Византийские полемики пошли еще дальше, и отрицали, что Петр был главным (корифей) из Апостолов (все из которых они считались равными по рангу) и никогда не был епископом Рима.

Эти три анти-Римских высказывания оказались востребованными в Византии после 1204 года, и были изложены с энтузиазмом Николем Месаритом в его обсуждении (1206) с Томасом Моросини (первый латинский Патриарх Константинопольский), Варлаамом из Калабрии (который сначала был настроен враждебно к папам, но позже перешел на другую сторону и стал приверженцем Римского учения) и с другими. Что же касалось Петр, однако, некоторые византийские богословы отказались признать, что папы имеют право на любой вид первенства где-то бы ни было. Это они и сделали, по ряду причин.

Первенство Константинопольского престола

Равенство и независимость всех пяти Патриархатов является основой пентархийской теории. Но почти все из византийских писателей, кто касался этой темы предполагают, что Константинопольская церковь занимала высокий ранг среди патриархатов, и имела право управлять ими.

Это предположение было неизбежным следствием византийской политической теории. Это казалось логичным, что правитель всего обитаемого мира, такой как византийский император, никогда не переставал считать себя таковым и что он руководит всеми крупные церквями христианского мира. Уверенность в верховенстве Константинополя способствовало и арабским нашествиям седьмого века, которые вошли на земли восточных Патриархатов и к опустошению Константинополя, как главного хранителя их авторитета и влияния.

Кроме того, естественная склонность византийских богословов возвышать митрополии Константинопольского по сравнению с другими Патриархатами, стала причиной многочисленных варварских нашествий на Италию и падения Западной Римской империи в 476 г. Такие мысли легко привели к выводу, что только Византия действительно сохранила традиции Римской империи. Сходные тенденции были воодушевлены анти-Латинским рвением, возникшим в ходе доктринальных споров с Римом, и после разграбления Константинополя в 1204 году.

Похожие статьи:

Добавить комментарий