Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Категория: Энциклопедия

Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d’Assisi) — главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия).

Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Cв. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Церковь Сан-Франческо вместе с монастырём Сакро-Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общее описание здания

Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью, — это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря. Её единственный элемент, остающийся на виду, — южный портал, выходящий на Нижнюю площадь Св. Франциска, замощённую камнем. Вход в Верхнюю церковь находится с восточной стороны, с Верхней площади Св. Франциска, покрытой газоном (см. план монастыря[1]).

Оба яруса представляют собой однонефные базилики с трансептом. План нижней церкви усложнён многочисленными капеллами и криптами. Из церкви можно спуститься ещё ниже — в крипту, где погребён Св. Франциск. У южного фасада церкви возвышается 60-метровая колокольня. Контрфорсы и аркбутаны, обрамляющие здание, видны с северного фасада, а со стороны Нижней площади теряются между колокольней и вспомогательными сооружениями.
Характеристика стиля

Если стиль погружённой в полумрак нижней церкви восходит к древней традиции римской крипты, то интерьеры просторного верхнего храма несут в себе новые эстетические ценности, которые позднее подхватят архитекторы Средней Италии. Эта двухъярусная церковь с точки зрения планировки довольно точно следует современным ей образцам французской готики, таким как, например, Сент-Шапель в Париже, однако в же время сохраняет преемственность с итальянскими базиликами романского периода.

По-видимому, итальянские зодчие сознательно избегали радикальной готики, столь модной в ту эпоху при дворах северных феодалов. Не пытаясь маскировать вес строительных конструкций, они сместили архитектурный акцент в сторону чёткой структурированности подкупольного пространства. Устои храма примыкают к мощным стенам, которые, однако, не препятствуют проникновению в храм солнечного света. «Тонкие пучки связанных колонн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролёта».
Таким образом, внешний облик церкви является синтезом романики и французской готики, отражая многие типичные черты итальянского готического стиля.

История постройки

Строительство францисканского монастыря Сакро-Конвенто и обеих базилик Сан-Франческо в Ассизи началось в 1228 году, практически сразу после канонизации основателя ордена и уроженца этого города Святого Франциска. Земельный участок на западе города, куда из города удалился умирать Святой Франциск, был подарен францисканцам Симоном ди Пукьярелло. Бывшее место казни преступников, известное в Ассизи как «Адский холм» (Collo d’Inferno), стало называться «райским холмом».

Камень в основание постройки торжественно заложил 17 июля 1228 года Папа Римский Григорий IX, хотя к этому времени работы уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне (Elia Bombardone), один из первых спутников Святого Франциска, имевший опыт строительства для крестоносцев в Сирии.

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году. На Троицу 25 мая нетленное тело основателя ордена было перенесено туда из временного пристанища в церкви св. Георгия (теперь базилика Святой Клары). Верхняя базилика строилась в период после 1239 года и до 1253 года. Над убранством церкви работали лучше мастера своего времени — от Чимабуэ до Джотто (см. ниже).

В 1288 году папа Николай IV, который был до этого главой ордена францисканцев, присвоил базилике статус папской церкви.

Сохранность

В 1530 году колокольня (высотой 60 метров) утратила свой шпиль в результате удара молнии. Обитатели монастыря много занимались наукой, и внешний облик здания и росписей никогда не страдал от проявлений избыточного религиозного фанатизма при отправлении культа. Посетивший храм в начале XX века искусствовед Павел Муратов описал свои впечатления от посещения церкви следующим образом: «Храм Св. Франциска в Ассизи не производит того впечатления вместилища жаркого народного благочестия, какое производит, например, храм Св. Антония в Падуе. Он не увешан анекдотическими ex voto, и вокруг его стен не шумит время от времени сельская ярмарка. Есть нечто от порядка музея в прибранности его капелл и нефов. С тех пор как государство секуляризировало монастырь, храм Сан-Франческо предоставлен эмоциям туристов и трудам искусствоведов, не дающих ему ни минуты покоя и отдаляющих от него благодать забвения.»
26 сентября 1997 года, в 816-ю годовщину со дня рождения Св. Франциска, случилось землетрясение[5], которое серьёзно повредило храм и похоронило под массой обломков двух монахов-францисканцев и двух сотрудников комитета[6]. Были уничтожены несколько фресок, для недавнего восстановления которых потребовалось 2 млн евро[7]. Реставраторы расчистили и собрали по фрагментам более 180 кв. м. росписей, однако полностью их восстановить не удалось. Эксперты выражают опасения, что безвовзратно утрачено не менее 20 % росписи. В восстановлении целостного облика фресок на помощь реставраторам пришли новые технологии, с помощью которых была создана трёхмерная компьютерная модель свода. Она накладывается на сохранившиеся остатки росписи лазерным проектором. Для того, чтобы увидеть, каким свод церкви был до катастрофы, достаточно надеть специальные очки.

Украшение церкви

Создание знаменитого фрескового цикла церкви заняло более полутора веков. Художники начали с росписи стен Нижней базилики (Чимабуэ, мастер Св. Франциска), чтобы затем переключиться на украшение стен Верхней (Чимабуэ, Джотто). Закончив работы в Верхней церкви, мастера вернулись в Нижнюю церковь и пристроенные к ней новые капеллы (Джотто, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти).

Краткая хронология работ

    * 1226 год — смерть Св. Франциска.
    * 1228 год — начало строительства.
    * 1230 год — завершение нижней базилики. Перезахоронение в ней мощей святого.
    * 1235 год — освящение церкви папой римским.
    * 1239 год — начало строительства верхней базилики.
    * 1253 год — завершение верхней базилики.
    * 1270 год — мастер Св. Франциска расписывает стены в полоску Нижней церкви.
    * прибл. 1278 год — Чимабуэ расписывает стены Верхней церкви
    * 1282 год — первый период работ Джотто
    * 1296 год — второй период работ Джотто
    * прибл. 1298 год — 28 «францисканских историй» на стенах верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (предположительно работы Джотто).
    * 1322 год — фрески Симоне Мартини в Нижней церкви.
    * прибл. 1326 год — фрески Пьетро Лоренцетти в Нижней церкви.
    * 1368 год — фрески мастера Андреа в Нижней церкви[9].

Нижняя церковь

Своим внешним видом, близким по типу к крипте, Нижняя церковь обязана викарию ордена брату Илии, который приобрёл большой опыт сооружения массивных каменных склепов в Сирии.

Вход в неё осуществляется через портал на южном фасаде, выполненном в готическом стиле (2-я половина XIII века) с двумя резными деревянными дверями (умбрийская мастерская, XVI век).

Капелла Екатерины Александрийской

В противоположном конце вестибюля находится капелла, построенная на средства кардинала Эгидия Альборноса, папского легата в 1350—1367 гг. Она посвящена Святой Екатерине Александрийской. Фрески с 8-ю эпизодами её жития были созданы в 1368—1639 гг. мастером, подписавшимся «Andreas pictor de Bononia». Вероятнее всего, это был Андреа де Бартоли (ок. 1349—1369), придворный художник кардинала Альборноса (иногда эти работы ошибочно атрибутируются Андреа Болонья). Святые в этой капелле были написаны Паче ди Бартоло Ассизским (1344—1368).
Капелла св. Себастьяна

По левую руку от входа находится небольшая капелла Святого Себастьяна с полотнами Жакомо Джоржетти, стены которой украшены эпизодами из жизни этого святого работы Джероламо Мартелли. Справа находятся два надгробия: Джованни де Черчи и Иоанна де Бриенна, короля Иерусалимского.

Мастер св. Франциска: неф

Центральный неф базилики окружен несколькими капеллами с полуциркульными арками. Фрески, украшающие неф, считаются самыми древними в храме. Их создатель остался неизвестным и по основному живописному сюжету стал фигурировать в истории искусств как Мастер Святого Франциска. На правой стене им написано 5 сцен из Страстей Христовых, а на левой — 5 моментов из жития Cв. Франциска[10]. Такое расположение сюжетов друг против друга на взгляд францисканцев должно было подчеркнуть роль основателя их ордена как второго Христа и их сходство.

Потолок нефа небесного цвета и расписан золотыми звёздами. Перечисленные фрески, выполненные темперой по сухой штукатурке, относятся к 1260—1263 гг. и признаются лучшими образцами тосканских настенных росписей периода, предшествующего Чимабуэ. Многие изображения в нижней части стен сильно пострадали или практически уничтожены. Исключение составляют несколько фрагментов «Мадонны с младенцем и ангелом» кисти Чимабуэ. С ростом популярности церкви между 1270 и 1350 гг. многие благородные семейства стали заказывать свои капеллы, пристроенные к главному нефу, уничтожая таким образом фрески на главных стенах.

Симоне Мартини: капелла св. Мартина

Первая капелла слева носит имя Святого Мартина Турского. Она была построена кардиналом да Монтефьоре и расписана 10-ю фресками на сюжеты из жития святого и полиптихом с изображением святых. Автором росписи, сделанной в 1317—1319 гг. является Симоне Мартини. Эта работа входит в число лучших произведений художника и является одним из величайших примеров живописи XIV века. Использование свинцовых белил привело к тому, что некоторые элементы фресок с годами сильно потемнели.

    Цикл жития св. Мартина:

   1. Святой Мартин отдаёт половину плаща нищему
   2. Сон св. Мартина
   3. Св. Мартин посвящается в рыцари
   4. Св. Мартин отказывается от оружия
   5. Чудо с воскресением ребёнка
   6. Размышления св. Мартина
   7. Чудесная месса
   8. Чудо с огнем
   9. Смерть св. Мартина
  10. Погребение св. Мартина

Изображения святых:

    * Антоний Падуанский и Франциск Ассизский
    * Мария Магдалина и Екатерина Александрийская
    * Людовик Французский и Людовик Тулузский
    * Клара Ассизская и Елизавета Венгерская
    * Посвящение капеллы донатором

Вторая капелла с левой стороны посвящена св. Педро Алькантарскому.

Капеллы св. Людовика и Антония Падуанского

Первая капелла вдоль правой стены посвящена Людовику Тулузскому и святому Стефану, расписана фресками Доно Дони (1575 год) и украшена витражом, приписываемым Симоне Мартине. Следующая за ней капелла посвящена Антонию Падуанскому, где находятся фрески работы Чезаре Сермеи (1610 год).

Джотто: капелла Марии Магдалины

Затем идёт капелла Марии Магдалины. Она была возведена Теобальдо Понтано, епископом Ассизским в 1296—1329 гг. и включает несколько лучших образцов живописи, выполненной мастерской Джотто и, как считают, самим мастером (ок. 1320 года). Эти работы Вазари ошибочно приписывает Пуччо Капанне. На боковых стенах размещаются сцены из жития святой (c портретом е

Похожие статьи:

Добавить комментарий