Иосиф, обручник Девы Марии, святой

Категория: Энциклопедия

Он происходил из рода Давида. Согласно Матфею (1, 1-16) он был сыном Иакова, согласно Луке Илии. Удовлетворительного объяснения этого расхождения нет. Вообще родословное древо Иисуса (а вместе с ним и Иосифа) у Матфея и Луки отличается значительно. Перечисленные имена совпадают лишь от Авраама до Давида, а также одинаковы имена Салафииль и Зоровавель. Видимо, в обоих случаях значение придавалось не столько хронологически точной полноте в современном архивоведческом смысле, сколько доказательству того, что Иосиф, юридический отец Иисуса, был прямым потомком Давида. Он жил в Назарете, был плотником (Мт 13, 55). Там он обручился с Марией, однако прежде чем они поженились, его невеста обрела Благодать у Бога; она имела во чреве от Духа Святого (Мт 1, 18- 25, Лк 1, 26 и далее). Когда ее состояние стало ясным, он был смущен и даже размышлял над супружеской неверностью Марии. Поэтому он намеревался расстаться с ней «тихо», т.е. без огласки, тайно отпустив ее (Мф 1, 19). Однако Ангел, явившийся ему во сне, возвестил ему, что ожидаемый Марией младенец от Святого Духа. Он принял ее и жил с ней впредь в девственном браке («брак Иосифа») (Мт 1, 8-25). Для переписи, которую кесарь Август по всей земле, т.е. во всей Римской империи, повелел провести, пошел также Иосиф с Марией в Вифлеем, город его отцов, где он явно имел земельную собственность или ему принадлежала, по крайней мере, часть поместья. Ввиду отсутствия лучшего пристанища, пришлось удовольствоваться хлевом, где Мария и родила своего первенца (Лк 2, 1-7). По закону Моисееву он принес в храме предписанную жертву. Ввиду бедности, ему было разрешено принести в жертву вместо ягненка двух голубок. После посещения волхвов (Три царя, Невинные дети) он бежит по указанию Ангела с Марией и младенцем в Египет, а через несколько лет, по смерти Ирода, поселяется в своем родном городе Назарете. Когда Иисусу было 12 лет, взял его Иосиф в первый раз на праздник Пасхи в Иерусалим и после трех дней поисков нашел его в храме, сидящим посреди учителей и спрашивающим их. После этого Иосиф больше не появляется в Евангелиях. Общепринято считать, что он умирает еще до публичного выступления Христа. Евангелие также не сообщает ни единого, им сказанного слова. Из этого можно заключить, что он был, по своей сущности, весьма скромным и сдержанным человеком, который, не произнося ни слова, подчинялся каждому указанию свыше и своей совести. Почитание св. Иосифа прослеживается на востоке раньше, чем на Западе. Здесь самое раннее упоминание его праздника — 19 марта — содержится в мартирологе из Райхенау ок. 850 г. Возможно оно началось много раньше, т.к. древние римляне праздновали 19-го марта — главный праздник Минервы, древнеительянской богини ремесленников и ремесленной сноровки, вместе с Юпитером и Юноной — божеством-покровительницей города и государства. В ходе прогрессирующей христианизации Минерва была бы, вероятно, сознательно вытеснена св. Иосифом. Предположительно, последующий праздник Благовещения Марии (25 марта) также сыграл свою роль в установлении и закреплении праздника Иосифа. Литургическое и народное поклонение св. Иосифу особенно стимулировалось францисканцами, а также свв. Бернаром Клервосским, Терезой из Авила, Франциском Сальским, Викентием Ферре и Бернардином Сиенским. Сикст IV (сначала сам францисканец) ввел в 1479 г. его праздник во всей церкви, Григорий XV объявил его в 1621 г. литургически установленным днем памяти, Бенедикт XIII включил Иосифа в литанию всех Святых, Пий IХ ввел в 1847 г. праздник св. Иосифа как патрона всей церкви (праздник Покрова св. Иосифа). Он праздновался праздничной октавой в третье воскресение после Пасхи, а с 1914 г. — в 3-ю среду после Пасхи. Prafation (восхваление) Иосифа существует с 1919 г. Вместо праздника Покрова св. Иосифа, который праздновлся в последний раз в 1955 г., Пий XII ввел ввиду манифестации итальянских христианских рабочих союзов, которая состоялась 1.5.1955 г. в Риме

Покровитель всей церкви (с 1870 г.); носящих его имя орденских обществ, братств и союзов; супругов и христианских семей, детей, молодежи, дев, сирот, воспитателей, путешественников, узников, умирающих; рабочих и ремесленников, дровосеков, инженеров, саперов;

День памяти Иосиф, обручник Девы Марии — 19 марта. Иосиф- ремесленник — 1 мая.

Источник: Agnuz

Похожие статьи:

Добавить комментарий