Исследование отношений между Византийской и Римской Церквями

Категория: О церкви

Наряду с печальным опытом пентархии, теоретические соображения, в частности, привели к отчуждению Византийской и Римской Церквей. Одно из наиболее значительных из них связано с противоречивыми идеями относительно организации и управления Церковью. Так, папский абсолютизм стал в противоречие с византийской концепцией пентархии — схемы церковного правительства, которую византийцы считали единственно правильной.

Согласно этой системе, все пять патриархатов (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) были расценены как равные. Теория пентархии претерпела значительные изменения в течение времени, и достигла своего наивысшего развития в период с одиннадцатого века до середины пятнадцатого. Но ее основные принципы –возврат ко временам правления императора Юстиниана Ι (527-65), который часто подчеркивал важность всех пяти патриархатов, лежат в основе догмы.

Как существует пять органов чувств человеческого тела, так и византийцы считали, что ни один из них не имеет превосходство над остальными, пять патриархов были полностью независимы друг от друга. Вместе они составляют Церковь и обозначаются как «тело Христово», и должны были подчиняться только его голове. Каждый отвечает за управление своими делами и не один священнослужитель в одном патриархате не имеет права жаловаться на своего патриарха другому. Все вопросы, представляющие взаимный интерес должны были быть урегулированы путем совместных действий пяти патриархов, как это определено ними самими или их представителями. Решение выносилось большинством голосов, а не обязательными Вселенским решением.

Пентархия, таким образом, была сориентирована против римской догмы, так как средневековые папы утверждали, что они имели право на последнее слово по всем вопросам, касающимся церкви, они имеют право судить всех членов духовенства, в том числе патриархов. Тем не менее, Рим решил, что пентархией выполняются необходимые функции, и Анастасис Библиотекариус (ок. 817-879 гг), который пытался узурпировать папский престол в 855 году, а позже стал главным советником папы Николая Ι (858-867 гг), Адриан II (867-872 гг) и Иоанн VIII (872-882), приняли сравнение с пятью органами чувств человеческого тела. Но он добавил, что характерно папской квалификации Патриархата Рима – это чувство зрения, что возвышает его над другими четырьмя правящими Патриархатами.

Похожие статьи:

Добавить комментарий