Иустин Философ и мч. и 6 сподвижников, свв.

Категория: Энциклопедия

Это прозвище он носит со времен Тертуллиана (умер после 220 г.). Происходил из Флавия Неаполиса в Палестине (ныне Наблус) из семьи римских аристократов. Этот город был заново основан на месте разрушенного Сихема полководцем Титом после еврейской войны в 72 г. до Р.Х. и населен римскими колонистами. Уже в юности Иустин искал путь к познанию истины и Бога и обращался к различным философам своего города. От стоика он разочарованно отвернулся, перипатетик (последователь Аристотеля) захотел, прежде всего, уточнить сумму гонорара за обучение, что его решительно оттолкнуло, пифагореец потребовал, чтобы он прежде обучился музыке, астрономии и геометрии, что он отклонил. Наконец, он стал обучаться у плотоника. В это время он встретился с одним незнакомым старцем, убедившим его в исключительной правильности одного лишь христианского вероучения. Он изучил Священное Писание, принял крещение (в возрасте около 30 лет) и стал проповедовать Евангелие во всех больших городах, закутавшись в свой греческий плащ пророка. В Эфесе он в течение 2 дней вел дискуссию с одним ученым евреем об Иисусе как о предсказанной Мессии. 20 лет спустя он написал об этом свой «Диалог с Трифоном-иудеянином» о божественности Иисуса и призвании язычников. После длительных странствий он приехал в Рим и основал там философскую школу. Одним из его учеников был христианский апологет Татиан из Сирии. Здесь он написал философские сочинения, известные сегодня лишь по названию и содержанию. Он был первым христианским теологом, противопоставившим в них языческой философии христианское вероучение. Непосредственно к императору Антонину Гию (138-161 гг.) он обратился со своими 2 апологиями, в которых он с большой смелостью опровергал ложные слухи о христианах, об их мнимом безбожии и безнравственности и требовал объективных доказательств преступлений, им вменяемых. У Иустина были в Риме яростные враги. Самым ожесточенным среди них был циник Крескент, по доносу которого он сам и 6 его учеников были арестованы и градоначальником Рустиком приговорены к бичеванию и отсечению головы. Его сподвижниками и товарищами по мучениям были: Харитон, жена или дева Харитана (или Харито), Эвипист из Канн Адокии, Хиеракс из Иконии, Пеон и Либериан (или Валериан). Они погибли ок. 165 г. В центре его теологии находится греческое учение о Логосе, явившегося во всей своей полноте в Иисусе. Как вечный духовный мировой закон он проявляет свою власть во всем творении и особенно в явлениях Бога в В.З., в непорочном рождении Иисуса Марией и во втором пришествии Христа (Parusie). «Зародышем» этого Логоса (spermata, logoi stermatikoi) обладает каждый человек через свой разум, некоторые в особой мере, как например, философы Сократ или Гераклит (согласно его толкованию, «они были уже христианами до Христа»). Иустин является важным раннехристианским свидетелем древнецерковной литургии, веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии, в Евхаристию как праздника жертвоприношения. Его понятие «духовного жертвоприношения» (воплотившийся Логос, приносящий себя в жетву Отцу) вошло как молитва в римский канон Мессы (ныне первый канон Мессы). Он был первым, кто провел в мариологии параллель между Евой и Марией.

Изображался в плаще философа и с книгой.

Покровитель философов

День памяти 14 апреля

Источник: Agnuz

Похожие статьи:

Добавить комментарий