Избрание и отвержение Израиля

Категория: Альманах

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ
Данная статья Абеля Факонье была опубликована в официальном франкоязычном органе Священнического Братства св. Пия X « Fideliter » и переведена Д. Э. Пучкиным на русский язык для официального же русскоязычного органа Священнического Братства Св. Пия Х «Молись за нас». Свящ. Вернер Готтфрид Бёзигер FSSPX не одобрил ее к публикации в «Молись за нас», обозвав по непонятному нам поводу «антисемитской», и впоследствии она была опубликована в «Крестоносце». О. Вернеру также не понравилась подборка высказываний об иудеях из творений Отца и Учителя Церкви св. Иоанна Златоуста, составленная Д. Э. Пучкиным (впоследствии была опубликована в первом номере печатной версии «Крестоносца», в Интернете этому приблизительно соответствует размещение Слов цареградского Святителя в Библиотеке). Это недоразумение послужило одной из многих причин, по которым у Д. Э. Пучкина возникла впоследствии идея издавать «Крестоносец».

Д. П.

Израиль – народ особый, в отличии от всех остальных, он не создан цивилизацией, он не региональная ветвь человеческой культуры, он живет отдельной жизнью, это «теологический народ» (« peuple théologique »), который Бог создал Сам, призвав праотца Авраама: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе», – и дал ему обетование: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 1–3), сие же исполнилось во Христе, Спасителе всех, рожденном однажды в этом народе. «Мы – семя Авраамово», – высокомерно говорят они; но обладают ли они тем, в чём заключается величие их народа? Быть просто средоточием зародышей лона Авраамова или разделять его веру в обетованного Богом Мессию? Происхождение плотское или духовное?

Сыны по плоти, сыны по духу и обетованию

Бог Самолично дал ответ на поставленный вопрос. Он даровал Аврааму двух сыновей: Измаила, рожденного от рабы Агари по законам природы, и Исаака, рожденного от его супруги Сарры, женщины старой и бесплодной, в силу обетования. И вот, Измаил (родоначальник арабов) подвергся преследованию со стороны Исаака. Итак, Авраам по повелению Божию изгнал Агарь и её сына Измаила (см. Быт. 21, 10).
Что знаменуют собою эти два сына Авраамова? Св. ап. Павел объясняет (см. Гал. 4, 22–31): Агарь есть Синагога и чада её, похваляющиеся рождением по плоти и крови от Авраама (см. Ин. 1, 3); Сарра же есть Новый Завет и его чада, чудесно рожденные, подобно Исааку, верою в обетование о Христе. Это не происхождение от Авраама по плоти спасает, но духовное единство с этим патриархом в вере во Христа – прежней во Христа Грядущего и нынешней во Христа Пришедшего. «Дух животворит, плоть не пользует нимало» (Ин. 6, 63). Те, кто происходит от Авраама по плоти без подражания вере его, суть иудеи; те же, кто необязательно принадлежа к народу Авраама, разделяет, однако же, его веру, суть христиане, обращенные иудеи и обращенные язычники.
Так же, Бог изъяснил Ревекке значение пророчества о чадах, коих она носила во чреве, Исава и Иакова. «Два племени во чреве твоем и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25, 23); и св. Павел усматривает в этом образ предопределения язычников к тому, чтобы стать истинным Израилем и отвержения ожесточившихся иудеев, по слову Божию: «Иакова Я возлюбил, и Исава возненавидел» (Рим. 9, 13; Мал. 1, 2–3).

Величие еврейского народа

Народ еврейский – теологический род, избранный Богом от Авраама, отмеченный по плоти своей обрезанием, освященный переходом через Чермное (Красное) море, приходом «Того, Кто должен прийти» (Мф. 11, 3). Таинства Ветхого Закона знаменовали веру в «Желаемого всеми народами» (Агг. 2, 7). Это и был Христос, Который освятил (consacre et sanctifie) этот народ; сей есть обетованный цветок на девственной ветви, которая облагородит отрасль Иесееву (см. Ис. 2, 1–10). И Сей же Христос положен Богом, по слову пророчества Исаина, как «камень преткновения и камень соблазна» (Ис. 28, 16; Рим. 9, 33) для этого народа. Если бы он со смирением Авраамовым уверовал во Христа, то должен был бы быть корнем, стволом зеленеющей маслины – Церкви; если же, со спесивостью своего племени, он отвергнет своего Мессию, ему суждено отломиться от ствола и стать лозой виноградника, с которого получишь одну кислятину.
Израильтянин ап. Павел провозглашает первенство евреев в добре и в зле: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 2, 9–10). «Еврей первый, – говорит отец Мейнвель, – в домостроительстве блага, в таинстве благодати. Евреи или Израильтяне – праотцы; евреи – пророки; еврей – Креститель и Предтеча; еврей – св. Иосиф; еврейка – Богородица; еврей – наш славный Спаситель, в Нем же благословлены все народы. Евреи – апостолы и евангелисты; еврей – первомученник св. Стефан» (p. Julio Meinvelle, « Le judaisme dans la mystère de l’histoire », p. 7). [Не был евреем святой евангелист Лука, происходивший из языческой семьи в Антиохии (см. Евсевий, «Церк. Ист.», III, 4) – Прим. пер.]

Убожество еврейского народа

Однако, горе этому народу, отвергшему «Святаго святых», отринувшему и убившему Христа! (См. Дан. 9, 24–26). Сохраняя естественные дары, приданные Богом этому народу, «ибо дары <…> Божии непреложны» (Рим. 11, 29), они употребили их во зло; он продолжает быть первым, но первым в беззаконии. «И весь мiр едва ли может сотворить больше беззаконий и разврата, чем их исходит от сего народа» (p. Julio Meinvelle, Op. cit., p. 8). Иуда предатель – еврей, евреи – первосвященники Анна и Каиафа, евреи – чернь, требовавшая Его крови: «Распни! распни Его!» (Ин. 19, 6; см. Мф. 27, 23) – и возложившая на себя ответственность за неё: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25); евреи побили святого Стефана камнями и убили святого Иакова в Иерусалиме, евреи ставили препоны проповеди апостольской и породили преследования христиан (Деян. 14, 5). [То, что Бог хранит Израиль от полного истребления, подобно Божественной опеке над убийцей Каином (см. Быт. 4, 11–15; /p. A. Vigouroux [FSSPX], « Le mystère de la permanence d’Israёl » — « Fideliter », Sept.–Oct. 1992, № 89, p. 61–64/) – Прим. пер.]

Грех иудеев

Отвержение своего Мессии и веры в Его Божество составляет то, что зовётся «веро-ломство» (per-fidie) евреев, по-латыни «per-fidia», что значит отстранённость от веры, неверность, без современных сопоставлений с коварством и предательством. В этот первый грех встраивается богоубийство (деицид), каковым является предание смерти Божественного Лица Христа по Его человеческой природе. Богоубийство евреев – их тягчайший грех, но он есть ничто иное, как увенчание их вероломства, остающегося их основным грехом.
Ответственность евреев за богоубийство измеряется виновностью в вероломстве. Св. Фома Аквинский показывает степень его со всей ясностью: «вожди народа, – говорит он, – знали Писания и узрели исполнение во Иисусе обетования о Мессии. Что же касается Его Божества, они не познали тайны, «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (I Кор. 2, 8) – говорит св. Павел, и Сам Господь наш, говоря о них, рек: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23, 34)». Но их неведение о Его Божестве, по св. Фоме, не извиняет их шага, ибо они должны были уверовать в это на основании Его чудес, удостоверявших его слова, однако они их отвергли «из злобы и из зависти». Итак, они виновны в отречении от и в убийстве своего Мессии и Своего Бога.
Что же касается «маленьких людей», несведущих в тайнах Писаний, то они не познали полностью ни Его мессианства, ни Его Божества, и если, чудеса Его увидев, они усомнились, что Он – Христос, то они введены в заблуждение их вождями. Поэтому их вина довольно мала.
Кажется, аналогичное суждение можно составить о грехе современных иудеев. Падением отцов своих и виною взятою на себя и на чад своих, еврейский народ глобально закоснел в неверности и одобрении казни «Человека, назвавшегося Богом». И простые евреи на сем добродушно останавливаются. «Я ничего не хочу сказать против Него», – сказала старуха г-жа Штейн своей дочери Эдит, обратившейся в христианство из иудаизма, – «Он бесспорно был очень хорошим Человеком. Но почему Он захотел стать Богом?»
Плачевное уныние насквозь пронизывает злобу этой неверности. Бог един ведает вину каждого, без сомнения меньшую у «маленьких людей», чем у раввината. Последние, зная о Новом Завете и двух тысячах лет христианской истории, может быть еще более виновны, чем первосвященники и тогдашний народ, убившие Иисуса Христа.

Преобладание плотского начала в еврейском народе

Но наконец, почему же они отринули своего Мессию? Потому что плотское толкование ими Писаний противоборствует Святому Духу Бог уже жаловался Моисею на этот «народ жестоковыйный» и угрожал истреблением (см. Исх. 32, 9–10). [«Жестоковыйный» («выя» по-церковнослав. «шея») – в русском тексте Библии перевод древнееврейского выражения «кеше-ореф» – «с твёрдым затылком», т. е. «упрямый, закосневший во зле». – Прим. пер.]. Начиная с эпохи царей, Израиль впадал в идолопоклонство, нечестивый царь Ахав преследовал Илию пророка, обличавшего его нечестие (III Цар., гл. 18); пророк Исаия, проповедовавший обращение сердца, милосердие Божие, кротость и смирение Мессии, Его духовное Царствие, призыв язычников, был распилен евреями надвое!

Св. пророк Исаия

По окончании вавилонского пленения, после возвращения в Иерусалим и восстановления священства, культа и закона, водворилось царство законоучителей или раввинов, их мелочное предание, содержащее предписания об очищениях, и их казуистические выверты, отбрасывающие заповедь о любви к ближнему, были двумя признаками плотского духа, который Господь наш заклеймил у фарисеев (Мф. 15, 1–20). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете <…> Даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру <…>. Уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты <…>. Дополняйте же меру беззаконий отцов ваших!» (Мф. 23, 13. 23. 27. 32)
Смерть их Мессии 14 нисана, в 33 года, есть кульминация преобладания в них плотского начала (carnalisation) – их приверженность букве и их сопротивление духу конкретизировались в богоубийстве. Еврейский народ, являвший тайну избранничества и превосходства ради Христа, перешел в тайну осуждения и беззакония, на всю предстоящую ему историю, вплоть до обращения его в конце времен.

Похожие статьи:

Добавить комментарий