Кальвин Жан

Категория: Энциклопедия

КАЛЬВИН (Calvin) Жан — деятель Реформации, основатель кальвинизма; род. 10.07.1509, Нуайон (Франция), ум. 27.05.1564, Женева.

Происходил из семьи чиновника епископской курии. В 1524–28 изучал в Париже философию, богословие и др. гуманитарные науки; в 1528–31 — юриспруденцию в Орлеанском, а затем Буржском ун-те. В 1532 издал коммент. на трактат Сенеки De clementia (О милосердии), проявив глубокую эрудицию и публицистический талант. Познакомившись с идеями М. Лютера, К. стал одним из наиболее активных проповедников Реформации во Франции. В связи с преследованиями франц. протестантов эмигрировал в Швейцарию и поселился в Базеле (1535). Здесь состоялась его встреча с Эразмом Роттердамским, так охарактеризовавшем К.: «В лице этого молодого человека против Церкви готовится страшный бич». Здесь же в 1536 вышло гл. соч. К.: Institutio religionis Christianae (Наставление в христианской вере), первоначально состоявшее из 6 гл. (затем оно переделывалось и дополнялось); последнее прижизненное издание (1559) включало 80 гл., составлявших 4 кн. Наставление сразу принесло К. славу одного из крупнейших богословов эпохи. В 1536 он переехал в Женеву, где Реформация уже получила значительное распространение, и занял видное место среди проповедников. Он составил собственное исповедание веры, катехизис и проект рел. устройства Женевы (Articuli de regimine Ecclesiae, 1537). Суровые меры церк. дисциплины и обществ. морали, предложенные К., не нравились горожанам, и в апр. 1538 К. и его сторонники были изгнаны из Женевы.

В Страсбурге, тогда герм. городе, К. стал руководителем общины франц. эмигрантов. Разочарованный уступчивостью и сговорчивостью лютеран на Регенсбургском сейме 1541, он демонстративно покинул его. Тем временем к власти в магистрате Женевы пришли гиллермены — сторонники Гильома Фареля, одного из ревностных поклонников К. В сент. 1541 К. вернулся в Женеву, где и оставался до конца жизни. В течение 1540-х в Женеве постепенно проводилась в жизнь рел. программа К., хотя он не занимал офиц. поста в пр-ве, оставаясь лишь авторитетным советником. Согласно новой женевской конституции — Ordonnances ecclОsiastiques, Консистория и Коллегия пасторов фактически установили контроль за действиями магистрата. Была введена строгая регламентация обществ. и частной жизни: запрещены танцы, театр, азартные игры, яркие одежды; за публичное богохульство виновные наказывались тюремным заключением и т.п.

Из-за крайней рел. нетерпимости К. помимо католиков репрессии обрушились и на протестантов-либертинов. Изгнания, пытки, смертные казни применялись как к истинным, так и к мнимым противникам К. и кальвинизма. Апофеозом этой практики стало сожжение 27.10.1553 в Женеве мыслителя и медика Мигеля Сервета, подвергавшего сомнению догмат о Св. Троице.

В 1559 К. учредил в Женеве академию, гл. целью которой явилась подготовка образованного протест. духовенства для всей Европы. К. вел обширную переписку с протест. общинами европ. стран; известно его влияние на рел. реформы англ. короля Эдуарда VI. Ученики К. при его поддержке активно действовали во Франции, Нидерландах, Польше, Венгрии, Шотландии; под его влиянием находились адмирал Колиньи и франц. гугеноты.

Соч.: Opera quae supersunt omnia. Brunsvigue, 1863–1900. 59 vol.; Наставление в христианской вере. М., 1997–99. 3 т.

Лит-ра: Виппер Р.Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в.: Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894; Порозовская Б.Д. Иоганн Кальвин: Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1899; Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988, с. 58–105; Гарин И.И. Кальвин. Харьков, 1994; Doumergue Г. Jean Calvin. Lausanne, 1899–1927. 7 vol.; Dankbaar W.F. Calvin: Sein Weg und sein Werk. Neukirchen, 1959; Neuser W. Calvin. B., 1971; Parker T.H.L. John Calvin. L., 1987; Bouwsma J. Calvin: A Sixteenth Century Portrait. NY., 1988; Wallace R.S. Calvin, Geneva and the Reformation. Edinburgh, 1988.

А. Меленберг

Похожие статьи:

Добавить комментарий