Канон Священного Писания

Категория: Энциклопедия

КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ — совокупность текстов свящ. книг Библии (ВЗ и НЗ), признаваемых Церковью богодухновенными (богодухновенность).

Согласно учению Католической Церкви, провозглашенному на Тридентском соборе (декрет О священных книгах от 8.04.1546, DH 1501–05) в состав К.С.П. входят 45 книг ВЗ и 27 книг НЗ. Этот декрет Тридентского собора был подтвержден на I Ватиканском соборе (DH 3006–07).

Канон. книги ВЗ: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Кн. Иисуса Навина, Кн. Судей Израилевых, Кн. Руфи, 1–4-я книги Царств, 1–2-я книги Паралипоменон, 1–2-я книги Эзры, Кн. Неемии, Кн. Товита, Кн. Юдифи, Кн. Эсфири, Кн. Иова, Псалтирь, Кн. Притчей Соломоновых, Кн. Экклезиаста, Песнь Песней, Кн. Премудрости Соломона, Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Кн. пророка Исайи, Кн. пророка Иеремии (включающая Плач Иеремии, Послание Иеремии и Кн. пророка Варуха), Кн. пророка Иезекииля, Кн. пророка Даниила, Кн. пророка Осии, Кн. пророка Иоиля, Кн. пророка Амоса, Кн. пророка Авдия, Кн. пророка Ионы, Кн. пророка Михея, Кн. пророка Наума, Кн. пророка Аввакума, Кн. пророка Софонии, Кн. пророка Аггея, Кн. пророка Захарии, Кн. пророка Малахии, 1–2-я книги Маккавеев.

Канон. книги НЗ: Евангелие Матфея, Евангелие Марка, Евангелие Луки, Евангелие Иоанна, Деяния апостолов, Послание Иакова, 1–2-е послания Петра, 1–3-е послания Иоанна, Послание Иуды, Послание римлянам, 1–2-е послания коринфянам, Послание галатам, Послание эфесянам, Послание филиппийцам, Послание колоссянам, 1–2-е послания фессалоникийцам, 1–2-е послания Тимофею, Послание Титу, Послание Филимону, Послание евреям, Откровение Иоанна Богослова.

Критерии каноничности книг Св. Писания. Согласно катол. учению, только безошибочное суждение Церкви является непосредственным и окончательным критерием богодухновенности той или иной книги Писания и отнесения ее к числу священных и канонических. При отборе книг ВЗ Церковь руководствовалась тем, как ссылались на Св. Писание апостолы, которые, как известно, цитировали ВЗ преимущественно по Септуагинте. При отборе книг НЗ Церковь пользовалась тремя принципами: соответствие книги христ. вероучению; ее апост. происхождение; повсеместное признание и употребление ее в качестве канонической.

История принятия К.С.П. в Католической и Правосл. Церквях. Процесс формирования К.С.П. был длительным. Фиксация устной традиции в.-з. предания в письменном виде была завершена в эпоху, последовавшую за Вавилонским пленением. Некоторые из книг, почитавшиеся иудеями в качестве священных, были впоследствии утрачены, напр. Книга Праведного (ср. Ис Нав 10, 13; 2 Цар 1, 18), Книга дел Соломоновых (ср. 3 Цар 11, 41) и Летопись царей Израильских (ср. 3 Цар 14, 19). В III–II вв. до н.э. в Александрии Египетской, где жило множество иудеев, из которых значительная часть не владела древнеевр. яз., написанные к тому времени книги ВЗ были переведены на греч. язык. При этом были добавлены книги, вероятно, не имевшие древнеевр. оригинала. Так возник Александрийский К.С.П. ВЗ, или Септуагинта. Спор в иудаизме о К.С.П. явился в определенном смысле реакцией на проникновение в иуд. общину идей греч. философии, на распространение иуд. апокалиптической лит-ры, а также на размежевание иудаизма и христианства. Кроме того, свою роль играло и формирование понятия «священного языка» — языка Библии. После подавления римлянами иуд. восстаний 70 и 135, изгнания евреев из Иерусалима и разрушения Иерусалимского храма раввины, учредившие школу Закона в Ямнии, приняли решение включить в К.С.П. лишь книги, написанные на древнеевр. яз., оригиналы которых сохранились. Так к кон. II в. н.э. возник Палестинский К.С.П. ВЗ, в который не были включены книги Юдифи (Иф), Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир), 1-я и 2-я Маккавейские (1–2 Макк), Премудрости Соломона (Прем), Товита (Тов), пророка Варуха (Вар) и Послание Иеремии (По. Иер), а также отд. главы Дан и Есф. Этот канон, именуемый также Ямнийским, завершил формирование К.С.П. в иудаизме.

Тем временем христиане уже создавали К.С.П. НЗ по образцу К.С.П. ВЗ. При этом книги неапост. происхождения не включались в К.С.П. НЗ. Вместе с тем христиане, следуя учению Иисуса Христа и апостолов, не отвергали и К.С.П. ВЗ, принимая его в александр. варианте, т.е. в рамках Септуагинты. Первым свидетельством о наличии у христиан К.С.П. НЗ является обнаруженный в 1740 итал. историком и богословом Муратори фрагмент, содержащий список н.-з. книг (Фрагмент Муратори, II в. н.э.). Евсевий Кесарийский приводит свидетельства о спорах среди христиан относительно апост. происхождения отд. книг НЗ, преж
де всего 2 Ин, 3 Ин и Откр (Церковная история III, 25, 39; V, 8; VI, 14, 25).

Споры вокруг принятого на I Никейском соборе Символа веры, в котором и ариане (арианство), и их противники ссылались на авторитет Св. Писания, поставили перед Церковью проблему утверждения К.С.П. Первые постановления на эту тему были приняты поместным Лаодикийским собором (ок. 363). 59-е правило этого собора запретило богослужебное использование «каких-либо иных книг и псалмов, помимо признанных Церковью»; 60-е правило содержало перечень книг ВЗ и НЗ, признаваемых Церковью каноническими. В этом списке (по сравнению с Тридентским К.С.П.) отсутствовали Иф, Прем, 1–2 Макк, Тов и Сир — в ВЗ и Откр — в НЗ. Решения Лаодикийского собора были утверждены 2-м правилом Трулльского собора 692, являющегося единственным авторитетным собором для формирования К.С.П. в Правосл. Церкви. Со временем в Правосл. Церкви были допущены в число богослужебных чтений фрагменты из Прем и Молитва Манассии (добавление к 2 Пар), но книга Откр во время богослужения по-прежнему не читается. Несмотря на то что Лаодикийский собор не рекомендует к чтению в Церкви ряд книг Библии, Афанасий Великий в 39-м послании О праздниках советовал катехуменам читать такие книги ВЗ, как Прем, Сир, Иф и Тов. Канон 85 Апостольских правил (ок. 380) включает в состав К.С.П. помимо книг, перечисленных в 60-м правиле Лаодикийского собора, также 1–3 Макк. К.С.П., тождественный Тридентскому, привели Карфагенские соборы 397 (DH 186) и 419, решения которых были утверждены Папой Бонифацием I и, возможно, 2-м правилом Трулльского собора, в котором упоминается собор «иже в Карфагене», но не указывается, какой именно, что затрудняет вопрос о К.С.П. в Правосл. Церкви. Возможно, решения Карфагенского собора 419 имел в виду Августин, когда писал в соч. Против послания Фундамента: «Я не поверил бы Евангелию, если бы авторитет Католической Церкви не подвиг меня к этому» (Contra epistolam Fundamenti 5, 5). Для Католической Церкви значимыми вехами в становлении К.С.П. явились также Римский собор 382 (послание Папы Дамаса I De explanatione fidei: DH 179–180), декреталии Римских пап Иннокентия I (послание Consulenti tibi к Экзуперию, еп. Тулузскому: DH 213), Гормизда (De scripturis divinis, 13.05.520) и т.н. Decretum Gelasianum (Гелазий I).

Судьба К.С.П. на Западе и на Востоке во II тыс. н.э. была обусловлена разрывом общения между Константинополем и Римом в XI в. (разделение Церквей). В дальнейшем Константиноп. Церковь в вопросе К.С.П. руководствовалась решениями Трулльского собора, которые канонисты могли толковать как более жестко, так и более расширительно. Более жесткое толкование ориентировало на принятие К.С.П. в том виде, в каком он был утвержден на Лаодикийском соборе, а расширительное допускало принятие более полного К.С.П., утвержденного на Карфагенском соборе 419. Попытка преодолеть неоднозначность решений Трулльского собора относительно К.С.П. была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе, в котором приняли участие и представители Константиноп. Церкви. Вопрос о К.С.П. обсуждался на соборе, и сам К.С.П. был утвержден в Декрете для яковитов (булла Cantate Domino от 4.02.1442: DH 1334–35) в том же объеме, что и позднее на Тридентском соборе.

Однако Константиноп. Церковь впоследствии отказалась от признания решений Ферраро-Флорентийского собора. Поэтому вопрос о К.С.П. в ней по-прежнему оставался невыясненным. Сторонники «жесткого» толкования К.С.П., напр. патр. Кирилл I Лукарис, известный своими кальвинистскими симпатиями, относили книги, не включенные в К.С.П. Лаодикийским собором, к числу «апокрифов». Ныне большинство греч. и рус. богословов воздерживаются от термина «апокриф» применительно к таким в.-з. книгам, как Прем, Иф, Сир, 1–2 Макк, Тов, и таким н.-з. книгам, как Откр. Откр именуется канон. книгой, хотя она и не включена в К.С.П., утвержденный Лаодикийским собором, а Прем, Иф, Сир, 1–2 Макк и Тов именуются «неканоническими», «второканоническими» или «спорными» (antilegomena), чем подчеркивается меньший авторитет этих книг в Правосл. Церкви. Термин «второканонические» применительно к кн. Прем, Иф, Сир, 1–2 Макк и Тов используется также и катол. богословами, но в ином смысле, а именно, чтобы подчеркнуть, что эти книги, хотя и имеют равное достоинство с прочими канон. книгами, тем не менее были включены в К.С.П. позднее.

После раскола в Русской Правосл. Церкви, имевшего место в 1667, когда Моск. поместный собор подверг анафеме старообрядцев (старообрядчество), отношение к К.С.П. в России характеризовалось следующими крайними позициями. После отмены Петром I патриаршества

Похожие статьи:

Добавить комментарий