Казахстан

Категория: Энциклопедия

КАЗАХСТАН (Казакстан), Республика Казахстан (Казакстан Республикасы) — гос-во в Центр. Азии; столица — Астана; офиц. яз. — казахский; терр. 2717 тыс. кв. км; нас. 15 млн. чел.: мусульмане-сунниты — 60%, православные — 30%, католики — 2%. Исторический очерк Территория совр. К. во II–III вв. находилась во владении гуннов (гос-во Кангюй). С VI в. до нач. XIII в. здесь существовали, последовательно сменяя друг друга, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, гос-во огузов, караханидов, киманов, кипчаков. Основой древнетюркской религии было поклонение Небу (Тенгри), Земле-Воде (Йер-Суб) и богине домашнего очага Умай, распространено было также почитание свящ. гор и огня. Важную роль в полит. и культ. истории народов Центр. Азии играл Вел. Шёлковый путь, сев. направление которого переместилось в VI–VII вв. на терр. Юж. К. Вел. Шёлковый путь способствовал также распространению христианства, преимущественно восточно-сир. традиции. Христиане Персии, подвергавшиеся гонениям со стороны сасанидов, вместе с купцами и проповедниками переселялись в районы Центр. Азии, проникали в Монголию и Китай. Сир. письмо распространилось в Азии и послужило основой для развития согдийского вертикального письма, от которого произошло уйгурское, воспринятое впоследствии монголами. В 334 в г. Мерв (ок. совр. г. Байрамали, Туркменистан) уже существовала епископская кафедра; еп-во Мерва охватывало и терр. К. В 420 еп-во Мерва было преобразовано в митрополию, в дальнейшем ставшую несторианской. Со 2-й пол. VI в. установились тесные торговые и дип. связи этих земель с Византией. Несторианскому митрополиту Мерва Илии приписывают обращение в христианство некоего тюркского кагана, по всей вероятности, карлукского джагбу, во 2-й пол. VII в. К VII–VIII вв. несторианское христианство распространилось на терр. Юж. К. и Семиречья, а к IX–X вв. положило начало митрополичьей кафедре карлуков. Христ. церкви существовали в Таразе и Мирке. После распада в 840 Уйгурского каганата, где гос. религией было манихейство, большая часть кочевников приняла христианство. С нашествием в VIII в. тюрок, арабов и персов на терр. Юж. К. начал распространяться также и ислам. В 1009 несторианские миссионеры обратили в христианство самый крупный монгольский народ Центр. Азии — караитов, правитель которых носил христ. имя Марк (Маргуз). В то же время приняли христианство онгуты, гузы и чигили. В XII в. шло дальнейшее распространение христианства среди народов Центр. Азии, в осн. в высших слоях об-ва; татарские ханы традиционно брали себе жен-христианок из племени караитов, мн. уйгурские и караитские чиновники были христианами. В XIII–XIV вв. в связи с крупнейшим в истории передвижением тюркско-монгольских народов земли совр. К. перешли во владение Золотой Орды, после распада которой образовалось Ногайское ханство на западе и Узбекское — на востоке. Первыми катол. миссионерами в К. были францисканцы. В 1253–55 францисканец Гильом Рубрук совершил путешествие из Константинополя в резиденцию Великого хана в Каракорум: большая часть из 16 тыс. км его пути проходила по терр. совр. К. Успехи франциск. миссионеров побудили Папу Николая III создать в 1278 Кипчакскую епархию. В гос-ве кипчаков католики освобождались от налогов и воен. службы, ханы гарантировали защиту катол. храмов. Одним из крупнейших катол. миссионеров XIII–XIV вв. был францисканец Иоанн из Монтекорвино, посланный в Азию Папой Николаем IV в 1291. С его деятельностью связано создание монгольского перевода Библии, основание епископской кафедры в столице Чагатаевского улуса Армалеке (ок. г. Кульджа, ныне Китай) в рамках Ханбалыкской митрополии, а также обращение в католичество монгольского хана Киргиза. До обращения хан был крещен несторианами и наречен Георгием, с его именем связывают название этнической группы киргизов (досл. «народ св. Георгия»). В 1330 франциск. миссионерами был создан латино-персидско-тюркский словарь под названием Codex *****anicus. Использованный в нем тюркский яз., являвшийся кипчако-куманским диалектом, был, по-видимому, близок половецкому и не исключено, что из него произошел караимский яз. В 1338 Папа Иоанн XXII направил Чагатаевскому хану письмо Laeti rumores, в котором благодарил его за благосклонность по отношению к христианам, живущим на терр. его гос-ва, особенно к Ханбалыкскому архиеп. Николаю и братьям-францисканцам. В тот же день еще одно письмо, Laetanter de vobis, было направлено неким «Карасмону и Йоханану, приближенным великого князя Ханси», которые приняли христ. веру и покровительствовали еп. Ричарду Бургундском

Похожие статьи:

Добавить комментарий