КЛЕМЕНТ, папа

Категория: Энциклопедия

О происхождении, жизни и деятельности св.Клемента сохранилось так же мало достоверных сведений, как и о его предшественниках на Римском Престоле. Но, в отличие от Лина и Анаклета, до нас дошло подлинное послание этого папы, а легенды о нем и его культ распространились по всей Европе, достигнув даже далекой от Рима Руси.
Согласно Liber Pontificalis, Клемент родился в Риме. Тертулиан сообщает, что он был поставлен во епископы самим апостолом Петром: "Так… Церковь Римская (объявляет своим епископом) Клемента, поставленного Петром" (De praescriptione haereticorum, 32). Это подтверждает также и Епифаний: "Клемент современник Петру и Павлу, о котором Павел упоминает в Послании к Римлянам. И никто да не дивится, что прежде него другие были преемниками апостолов во епископстве… впоследствии, когда скончались Лин и Клет (имеется в виду Анаклет) … Клемент принужден был сново принять епископство" ( О ересях. 27, 6). Cв. Ириней пишит, что Клемент знал апостолов Петра и Павла: " … на третьем месте от апостолов получает епископство Колемент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся к ним, еще имевший проповедь апосталов в ушах своих и предания их перед глазами своими…" (Против ересей. 3,3). Ориген отождествляет его с сотрудником апостола Павла, о котором тот похвально отзывается в Послании к Филлипийцам (Флп. 4,3): "… Климент …, о котором следующим образом свидетельствует Павел: "… помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книги жизни". ( Толкование на Евангелие от Иоанна, 4, 36). Об этом пишет также и Евсевий : " …Анаклета, бывшего двенадцать лет епископом Римской Церкви, сменил Клемент, которого апостол в Послании к Филиппийцам называет своим сотрудником…" (Церковная история, 3, 15). За этими свидетельствами следует и св.Иероним : " Клемент, о котором апостол Павел говорит в Послании к Филиппийцам… был четвертым после Петра епископом в Риме " (De viris illustribus XV). Но в настоящее время это отождествление четвертого папы с сотрудником апостолов Павла некоторыми исследователями подвергается сомнению.
Приведенные выше наиболее ранние свидетельства не говорят о св.Клименте как о мученике, но начиная с конца IV в. появляются сообщения о его мученической кончине. Об этом говорил Руфин, а также папа Зосим в послании 417 г. : "… в тот день, когда разбиралось дело, мы находились в базилике св.Климента, освященной во имя ученика св. апостола Петра, который… претерпел также и мучение". ( Epistola 2. De causa Coelestii). о мученической кончине св.Климента говорит и Везонский собор 442 г. В VI в. получают широкое распространение сказания о его мученической смерти в Крыму.

Похожие статьи:

Добавить комментарий