Любчинский Феликс Николаевич

Категория: Энциклопедия

Родился в 1886 году в Староконстантинове Волынской губ. Окончил ДС и в 1909 —был рукоположен. С 1909 — служил викарием прихода Св. Александра в Киеве, с 1916 — настоятелем прихода в с. Куна Подольской губ., с 1919 — в Гайсине, с сентября 1920 — в д. Кушелевка вблизи Тульчина. В сентябре 1920 — арестован по подозрению в шпионаже, но вскоре освобожден по ходатайству прихожан. В октябре 1920 — арестован «как участник контрреволюционного восстания», отправлен для дальнейшего следствия в Гайсинскую тюрьму, но в ноябре освобожден. В 1921 — вновь арестован по подозрению «в организации восстания против Советской власти», заключен в Тульчинскую тюрьму, но вновь освобожден, когда выяснилось, что во время восстания он находился в Гайсинской тюрьме. Позже вновь был арестован по подозрению «в контрреволюционной деятельности», но вскоре освобожден по амнистии. Просил разрешения у своего епископа выехать в Польшу, так как большинство его прихожан ушли с польскими войсками, но не получил такого разрешения и остался в приходе Гайсина. В 1922 — в его отсутствие на приходской дом напали бандиты, зверски убили его отца и других людей, находившихся в доме, и бросили их трупы в колодец. После этой трагедии оставаться в Гайсине о. Феликс не мог, и в конце года был переведен в Каменец-Подольский. Служил в армянской церкви, а также в приходах сел Оринин, Супруньковцы, Зинков и др. В 1923 — арестован по групповому делу католического духовенства и мирян. Обвинялся «в сопротивлении изъятию церковных ценностей» и был приговорен к ВМН с последующей заменой на 2 года тюремного заключения. Позднее был освобожден досрочно. В августе 1923 — вновь арестован по обвинению «в преподавании детям катехизиса», но через шесть недель после внесения прихожанами 500 руб. залога освобожден из тюрьмы. Продолжал обучать детей Закону Божьему тайно. С 1923 — настоятель кафедрального собора в Каменец-Подольске. 12 апреля 1927 — арестован по обвинению в том, что «в 1922—1927 годах систематически в присутствии многочисленных верующих произносил антисоветские и контрреволюционные проповеди, выступая в них как пособник польской буржуазии», а также «в агитации и пропаганде свержения Советской власти, используя при этом религиозные и национальные предрассудки народных масс». Вывезен для дальнейшего следствия в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму, где пережил тяжелейшие допросы, вызвавшие нервное расстройство. 11 апреля 1928 — в знак протеста объявил голодовку, требуя личного разговора с прокурором, и 18 апреля прекратил ее после выполнения своих условий. 21 августа 1928 — приговорен по ст.ст. 58—4, 58-7, 58-10 и 59-7 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ (ПП КОГПУ). Отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, куда прибыл 30 сентября. Работал в лагере сторожем, в начале 1930 — переведен вместе с группой священников на остров Анзер. 18 ноября 1930 — начальником лаготделения, где находился в то время о. Феликс, было отмечено в его характеристике: «Идейно выдержанный и упорный враг всего советского, заслуживает строгой изоляции». В августе 1931— тяжело заболел, в октябре вывезен в лазарет на центральный остров (в Кремль), где врачи определили у него «воспаление мозга». Во время болезни за ним с глубокой самоотверженностью ухаживал о. Потапий Емельянов, перед смертью исповедавший его. 17 ноября 1931 — скончался в лагерном лазарете, где о. Потапий «совершил над ним обряд отпевания, который прекрасно знал наизусть», а потом тело его было похоронено в гробу и в отдельной могиле. Солагерники, хорошо знавшие о. Феликса, отзывались о нем исключительно с восхищением и любовью.
В личном деле о. Феликса хранится характеристика, данная ему прихожанами, в которой говорилось о нем, как «о смелом и решительном человеке, который ненавидел советскую власть и ничего не боялся». Об этом же в материалах следственного дела есть много доносов, например: 5 февраля 1923 — сообщалось, что о. Феликс «во время проповеди с амвона заявил: «Я двум богам, т. е. Богу и советской власти, служить не буду!»»; 5 октября 1924 — о. Феликс говорил своим прихожанам, что «большевики убили веру в людях. Пока не было этих разбойников, поляки жили и молились спокойно, никого не боясь, а ныне должны это делать с опаской»; 10 октября 1924 — завершил проповедь словами: «Вера и Бог были, есть и будут всегда!»
Во время следствия о. Феликс заявил, что во время Гражданской войны он «наглядно и на собственном примере убедился, что человек, лишаясь веры, ли

Похожие статьи:

Добавить комментарий