МАРК, СВЯТОЙ ЕВАНГЕЛИСТ

Категория: Энциклопедия

 МАРК, СВ. ЕВАНГЕЛИСТ, по преданию – автор Евангелия от Марка в Новом Завете. Его отождествляли с Иоанном Марком (Деян 12:25; 13:15), христианином 1 в. Дом его матери Марии в Иерусалиме служил местом собраний христиан (Деян 12:12-17). Он был двоюродным братом Варнавы (Кол 4:10), которому помогал в его миссионерской деятельности (Деян 13:4-13; 15:37-40) и через которого, по-видимому, познакомился с апостолом Павлом. Хотя в конце 40-х годов у него возникли разногласия с Павлом, суть которых до конца не ясна (Деян 13:13; 15:37-40), он вновь присоединился к Павлу и находился с ним в Риме в 62 (Кол 4:10; Флм 24) и позднее на протяжении нескольких лет (2 Тим 4:11). Дружеское упоминание о Марке в 1 Петр 5:13 также указывает на то, что в 60-е годы он, очевидно, находился в Риме. Согласно достаточно древней традиции, восходящей по крайней мере к Папию (ок. 130), Марк был помощником Петра и в его евангелии нашло отражение содержание проповеди Петра об Иисусе. Больше о его жизни ничего не известно. Марк считается святым покровителем Венеции. Его символ – крылатый лев. День памяти святого 25 апреля (в Русской православной церкви 25 апреля по старому стилю). Евангелие от Марка. В этом самом кратком из четырех новозаветных евангелий описывается деятельность Иисуса в последние месяцы жизни, когда он странствовал по галилейским селениям, проповедуя в синагогах или просто на улице.

Характер и цели евангелия. Автор евангелия уделяет особое внимание деятельной стороне служения Иисуса, власти Иисуса над болезнями и силами зла, или бесами, которыми полон мир. Иисус утверждал, что обладает властью прощать грехи, и, по-новому открывая перед людьми врата Царства Божьего, настаивал на своем праве призывать людей к следованию за ним. Повествование Марка проникнуто верой в то, что Иисус исполнил ветхозаветные пророчества и был ожидаемым Мессией (1:1), но исполнение пророчеств Марк видит не в восстановлении национального государства или процветании еврейского народа, а в страданиях и смерти Иисуса, которые он претерпел ради людей (10:45), а это значит, что евангелист исходит из чисто христианского понимания роли Мессии, которого, по-видимому, придерживался сам Иисус. Марк также разделяет (и вкладывает в уста Иисуса) веру в Страшный суд, на котором Мессия воздаст по заслугам грешным и праведным.

Содержание евангелия. Основные разделы: 1:1-13, начало общественного служения Иисуса; 1:14-9:50, проповедь Иисуса в Галилее и совершаемые им исцеления; 10:1-52, приход в Иерусалим; 11:1 – 15:47, последняя неделя жизни и распятие Иисуса; 16:1-20, воскресение и последние наставления ученикам, посылаемым на проповедь Евангелия (благой вести). Аутентичность стихов 16:9-20, посвященных наставлению ученикам, спорна. В лучших рукописях текст резко обрывается на стихе 16:8, и не известно, имел ли он продолжение. Позднейшие рукописи содержат различные концовки, наиболее распространенная из них – концовка, содержащая стихи 9-20 и воспроизведенная, например, в Вульгате. Критические издания иногда приводят ее в подстраничном примечании вместе с другим, более кратким, завершением.

Источники. В основе Евангелия от Марка лежат те факты из жизни Иисуса, которые сохранились в памяти первого поколения христиан. Апостол Петр – главное связующее звено, которое соединяло Евангелие от Марка непосредственно с жизнью Иисуса. Из других разделов Нового Завета можно заключить, что все христианские проповедники излагали свое учение сходным образом – во всяком случае, когда они обращались к евреям. При этом они – точно так же, как это делает Марк, – особое внимание уделяли проповеди Иоанна Крестителя, предварявшей начало служения Иисуса, деятельности Иисуса в Галилее, его смерти в Иерусалиме и его воскресению. Основной целью проповедников было убедить своих еврейских слушателей в том, что они должны принять Иисуса как Мессию и, через веру в него, обрести духовные дары Царства Божьего. В этой ранней проповеди уже присутствовала богословская интерпретация личности Иисуса: христианские проповедники отбирали такие эпизоды из жизни Иисуса, которые могли проиллюстрировать или подтвердить то, что они говорили о нем. Одним из следствий подобной установки явилось то, что ранние христиане почти не проявляли интереса к чисто биографическим подробностям жизни Иисуса. Они не стремились сохранить воспоминания о действительных обстоятельствах, в которых Иисус совершал свои деяния. То же относится и к изречениям Иисуса: запоминался главным образом их религиозный смысл, а не контекст, в котором они были произнесены. Хотя в целом евангелия придерживаются единой последовательности событий, современные ученые признают, что невозможно реконструировать подробную биографию Иисуса. А некоторые из них вообще отрицают надежность любых приводимых в евангелиях биографических сведений об Иисусе, за исключением наиболее общих.

Евангелие от Марка было написано для обратившихся язычников – возможно, жителей Рима. Из того, что автор этого евангелия делает особый акцент на деятельности, силе и решимости Иисуса, можно заключить, что он хотел дать христианам образец, руководствуясь которым они могли бы мужественно переносить гонения, черпая силу в своей вере в того, кто однажды уже бросил вызов имперской власти и подарил людям новую жизнь.

Стиль. Стиль Евангелия от Марка отличается выразительностью и простотой. В его описаниях часто слышатся отзвуки рассказов очевидца.

Датировка. Протестантские ученые обычно рассматривают Евангелие от Марка как самое раннее из сохранившихся евангелий. Обычно они датируют его временем непосредственно перед разрушением Иерусалима (70 н.э.) или сразу после него, считая, что на это евангелие могли в значительной степени опираться Матфей и Лука. Католические ученые отдают предпочтение более ранней дате (ок. 55–60 н.э.) и настаивают на хронологическом первенстве Евангелия от Матфея. Хотя в прежние времена Евангелие от Марка читали не с таким интересом, как другие евангелия, сегодня оно привлекает внимание благодаря представленной в нем картине общественного служения Иисуса.

Евангелист Марк (Источник: Католический Петербург ): Умер ок. 75 г.; на Востоке его день отмечают 23 сентября; день переноса его останков в Венецию отмечается 31 января. Среди молодых персонажей Нового Завета можно отметить Иоанна Марка (Деян. 12:25). Из всех четырёх Евангелий его записи — самые живые и информативные, возможно потому что они — самые ранние из всех записанных, 60 — 70 гг. н.э. Во многом — это самое описательное Евангелие, и кажется, что написано оно довольно быстро. Папий, епископ Иерапольский, Малая Азия, назвал его переводчиком Петра, ок. 130 г., и утверждал, что он проповедовал Евангелие в Александрии (Papias, Hierapolis). По древней традиции считается, что это Евангелие было записано в Риме для христиан, бывших язычников. Он записал историю Иисуса как он услышал её из уст святого Петра. «Потому что», говорит Папий, «он не слышал Господа, даже не был его учеником, а позже слушал Петра, который собрал Его учения для нужд того момента, а не составлял упорядоченное собрание Его высказываний. И так Марк не сделал ошибок, записывая частности, просто вспоминая их». Евангелие от Марка написано на неуклюжем греческом, полном семитских оборотов, громоздних причастий и тяжёлых переходов. Всё же это простой язык, лишённый ораторских оборотов, без утончённого синтаксиса, возможно — наилучший язык, чтобы передать плоть и кровь Христову. Чудеса, сотворённые Иисусом, должно быть, глубоко поразили Марка, поскольку Евангелие изобилует ими. Чтобы показать божественность Иисуса римлянам, Марк больше показывает Иисуса чудотворцем, нежели исполняющим пророчества, которые могли быть незнакомы возможным читателям. В Евангелии от Марка изложено множество требований Иисуса к Своим последователям. Иисус пострадал, говорит Марк, и Его последователи также пострадают. В самом деле, Иисус явно предупредил учеников об этом. Но также очевидно, что те, кто вынесут эти страдания, будут щедро вознаграждены, для чего Марк в первых стихах пишет: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Другой ранний историк, Евсевий (Eusebius), говоря о словах святого Климента Александрийского, пишет что святого Марка, последователя святого Петра, римский торговец попросил записать проповеди святого Петра. Святой Иреней (Ireneaus) также сообщает, что Марк был переводчиком святого Петра. Святой Марк был племянником Варнавы (Кол. 4:10). Его мать, Мария, очевидно, была влиятельной персоной в Иерусалиме, поскольку её дом становится центром притяжения ранней Церкви. Когда святой Пётр бежал из тюрьмы, он пришёл «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12), а за дверью отвечала служанка по имени Рода. Возможно, Марк был левитом, поскольку мы знаем, что его родственник Варнава был им (Деян. 4:36) и, возможно, младшим прислужником в синагоге. Он сопровождал Павла и Варнаву в Антиохию в 44 г. н.э. (Деян. 12:25), затем в Саламин на Кипр (Деян. 13:5), и был с Варнавою в первом миссионерском путешествии Павла, но оставил Павла в Пергии и возвратился в одиночестве в Иерусалим (Деян. 13:13). По какой-то причине он обидел Павла, который не взял его во вторую миссионерскую поездку в Киликию и Малую Азию, что послужило поводом к разделению Павла и Варнавы (Деян. 15:36-40). Марк сопровождал Варнаву на Кипр (Деян. 15:39) и затем, по благосклонности Павла, был с ним в Риме во время его первого заключения (Кол. 4:10), где, очевидно, он стал учеником Петра, который нежно называет его «мой сын, Марк» (1 Петр. 5:13). Во время второго заключения Павла в Риме, незадолго до мученической смерти, он пишет Тимофею, который был в Эфесе, «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.» (2 Тим. 4:11). По ранней недостоверной традиции, записанной Евсевием, Марк является первым епископом Александрии, но ни Папий, ни Климент Александрийский не упоминают об этом. Традиция говорит нам о том, что по прибытии в Александрию, как и Павел, когда приехал в Дамаск, Марк нашёл себе жильё, и соседом у него был башмачник. Он тоже стал святым, и его день отмечается ныне как день Анания. Традиция также рассказывает, что Марк принял мученическую смерть во время императора Траяна или в «в восьмой год Нерона», а башмачник Ананий стал его преемником на посту епископа. Во время пасхального воскресения, говорит нам недостоверная легенда, 24 апреля 68 года, Марка арестовали. Длинный путь Иисуса от Гефсимании до дворца Анны, для которого у Марка не хватило смелости пройти в Иерусалиме, был оставлен для него, с верёвкой на шее, из Александрии в маленький порт Буколь (Bucoles). По пу
ти он несколько раз падал. Наконец, после того, как он прошёл весь день и всю ночь с верёвкой, и почувстовав, что она глубоко впилась в его тело, он не хотел, чтобы её убрали. Он хотел, чтобы этот воротник стал его участью, этот маленький хомут, и умер задушенным. На Востоке считается, что Иоанн Марк — это другой епископ Библиоса, чей день отмечается 27 сентября. Не смотря на замечания Папия о том, что Марк никогда не был знаком с Иисусом, существует мнение, что он был тем неизвестным молодым человеком из Мф. 14:51-52, который появляется во время Предательства, обёрнутый в простыню, как будто только что встав из постели, и которому удалось сбежать ночью. Весьма вероятно, что это и был святой Марк, ещё в юном возрасте, но это всего лишь предоложение. Другие исследователи Св. Писания полагают, что Последняя Вечеря могла быть в комнате для паломников матери Марка, и что Гефсиманский сад принадлежал их семье. Было обычным оставлять одного из членов семьи или слуг спать в саду для защиты от воров, тогда становится понятным, почему мальчик спал под открытым небом. (At*****er, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Gill, Walsh, White). В искусстве святого Марка изображают евангелистом с книгой или свитком и с крылатым львом. Иногда (1) с пальмой и книгой (иногда с надписью pax tibi Marce на книге); (2) епископом с троном, украшенным львами; (3) приходящим на помощь венецианским мореплавателям; или (4) освобождающим христиан из рабства сарацинов (Roeder). Крылатый лев используется как символ святого Марка. Это одно из крылатых созданий Иезекииля 1:10; 10:14, которые иудейскими исследователями связывались с четырьмя архангелами (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил), а позднее — с четырьмя великими пророками (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил). Во втором веке нашей эры христиане преобразили их в эмблемы четырёх евангелистов (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) с письменными пояснениями. С V века они стали их символами в искусстве. По традиции, крылатый лев соотносится со святым Марком потому что его Евангелие говорит о царском достоинстве Христа и потому что он начинает своё повествование о святом Иоанне Крестителе «гласом вопиющего в пустыне» (Appleton). Святой Марк — покровитель Венеции, куда, как предполагается, его останки были перенесены в IX веке из Александрии. Хотя первая церковь была разрушена в IX веке, в заново построенной в 976 году базилике хранятся останки и великолепный ряд мозаик с эпизодами из жизни и смерти святого Марка. Он также является покровителем Египта, стекольщиков, нотариусов, секретарей и испанских скотоводов (к чему нет явного объяснения). К нему обращаются пленники (Roeder, White). Источник: Католический Петербург Евангелист Марк Святой Марк, соработник в миссии Апостолов Петра и Павла, после смерти Ап. Петра становится протагонистом апостольской деятельности. Так о Св. Марке, авторе самого древнего Евангелия, гласит традиция. Литургическая память евангелиста Марка совершается 25 апреля. Шел 64 год от Р.Х. На римском холме вблизи улицы Корнелия, известном под именем Ватиканского Холма, происходит глубоко волнующая сцена. Тело распятого человека опущено в яму небольшого кладбища, рядом с личным цирком Нерона, возвышающимся на том же самом холме. На его арене за несколько часов перед этой сценой, среди душераздирающих стонов сотен христиан, нашел свою смерть тот, кто принес в Вечный город послание спасения Христова: Симон, называемый Петром, рыбак из Галилеи. Нетрудно догадаться, что в числе тех, кто предают погребению первого свидетеля Назорея, присутствует и некий Иоанн, известный под именем Марка. Первые христиане уже знают, что Марк, помощник Павла из Тарса, — это тот самый ученик, к которому Петр в своем послании ласково обращается «сын мой», знают о том, что он был его секретарем, знающим греческий язык, и переводчиком, записавшим устные наставления первого из Апостолов. Папий Иерапольский, один из первых христианских епископов, упоминает об учении некого «пресвитера» по имени Иоанн. Он пишет: «Марк, ставший переводчиком Петра, записал, хотя и не упорядоченно, все, что помнил из слов и деяний Господа». Но этот человек, в течение долгих лет живший в тени Пастыря Церкви, родившейся в Иерусалиме, был намного больше, чем обычный переписчик. После смерти Апостола Петра для Марка становится очевидной необходимость записать более упорядоченно рассказы Петра. Около 70 г. от Р. Х. он завершает свою книгу. Ее заголовок—Евангелие, Благая Весть. Так появилось первое из четырех Евангелий, самое древнее. Тот, кого считали простым переписчиком, изобрел самый н
астоящий литературный жанр. И хотя этот прототип будет впоследствии превзойден другими каноническими Евангелиями по стилю, структуре и объему, — в нем можно ощутить «колорит» первой христианской проповеди. Марк написал его для христиан языческого происхождения, чтобы на вопрос «кто есть Иисус?» — ответить таким образом: «Иисус – это Мессия». Евангелие от Марка показывает Его таковым в Крестной жертве. Голос новых христиан звучит в этом Евангелии в изумлении сотника на Голгофе: «Истинно Человек Сей был Сын Божтй». Вслед за Петром Марк начинает проповедовать. В течение какого-то периода он, вместе с Петром, жил и трудился в Аквилее – местности в восточной Италии, которой позже будет дано его имя. Затем наступает очередь Александрии и Киренеи, согласно свидетельству некоторых полотен кисти Тинторетто. По возвращении из Александрии, и для Марка наступает момент мученической кончины. Его тело покоится в этом городе вплоть до 828 года, затем, как рассказывает традиция, арабский правитель решает снести святилище, где хранились его мощи, для того чтобы использовать его мрамор и колонны для посторойки дворца в Вавилоне. Боясь осквернения, два купца из Венеции – Буоно Да Маламокко и Рустико Да Торчелло – по собственной инициативе похищают тело евангелиста и тайно перевозят его в Италию, спрятав его в корзине с салатом, в которой также была свинья, — чтобы избежать проверок мусульман. Так Венеция стала городом Святого Марка.

Источник: Радио Ватикана

Похожие статьи:

Добавить комментарий