Миссал

Категория: Энциклопедия

Ри́мский мисса́л, или просто мисса́л — в Римско-католической Церкви богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами: уставными рубриками, переменными частями, календарём и т. п.

Возникновение миссала в Средние века

Вплоть до раннего средневековья, для совершение мессы требовалось наличие множества книг: сакраментарий с текстом евхаристического канона, сборник молитв, евангеларий и эпистолярий с чтениями из Священного Писания, одна или несколько книг с текстами песнопений (Градуал или Антифонарий). Постепенно рукописи, содержащие эти книги, стали объединять в одну книгу, которая стала называться Missale plenum, т. е. «Полное (собрание текстов для) мессы».

До появления такого полного миссала местные (в епархиях, церковных областях, аббатствах) литургические книги варьировались в отдельных деталях, в частности, в организации санкторала, выбора песнопений, календаря и т. д. Эти вариации продолжились и после появления Missale plenum, хотя постепенно проявилась тенденция к унификации.

Появившиеся в XIII веке нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев адаптировали миссал для нужд своих апостольских странствий. В 1223 году святой Франциск Ассизский указал своим братьям использовать для адаптации тексты миссала, бывшие в употреблении в Римской курии. Папа Григорий IX предполагал этот миссал курии, адаптированный францисканцами, сделать общим для всей латинской церкви, но эта идея не была осуществлена. Папа Николай III в 1277 году утвердил этот миссал для римской епархии. Благодаря францисканцам, способствовавшим распространению этого миссала, он постепенно распространился во многих областях. Изобретение в XV веке книгопечатания ускорило этот процесс, равно как и выход в 1474 году печатного издания Римского миссала.

С появлением книгопечатания стандартизация латинской литургии ускорилась. Тем не менее, местные церковные власти и редакторы печатных изданий включали в издаваемые ими миссалы некоторые местные особенности, характерные для их епархий, которые, к тому же, могли быть сомнительными с точки зрения вероучения.

Миссал после Тридентского собора

Тридентский собор принял во внимание эту проблему и принял решение о необходимости утвердить единый текст миссала для всей латинской Церкви. Это было реализовано Папой св. Пием V 14 июля 1570 года, когда была опубликована булла Quo Primum. Этим текстом миссал, использовавшийся папской курией, был объявлен обязательным для всей латинской церкви за исключением тех областей и общин, которые могли доказать более чем двухсотлетнюю давность своего обряда.

Булла Quo Primum в достаточно категоричной форме устанавливала этот новый миссал «навсегда», не предполагая внесения туда каких-либо изменений. Тем не менее, незначительные изменения не раз вносились последующими Папами, выпускавшими новые типовые издания (Editio typica, т. е. образцы, с которых должны были печататься все миссалы) этого миссала.

Папа Климент VIII опубликовал новое типовое издание миссала 7 июля 1604 года, где были сделаны некоторые изменения и дополнения (праздники святых, тексты propria).

Папа Урбан VIII опубликовал следующее типовое издание 2 сентября 1634 года.

В 1884 году Папа Лев XIII опубликовал новое типовое издание, которое учло изменения, происшедшие после Урбана VIII.

Следующую редакцию миссала предпринял Папа св. Пий X, эта работа была завершена и издание объявлено типовым уже его преемником Бенедиктом XV 25 июля 1920 года. Это издание включало несколько исправлений, изъятий и добавлений в тексты молитв, но основными изменениями были изменения в уставных рубриках. Эти изменения не были включены в прежний раздел, Rubricae generales, но составили отдельную главу, озаглавленную Additiones et variationes in rubricis Missalis.

Гораздо более ощутимыми были изменения, внесённые Папой Пием XII, хотя они затронули всего четыре дня в году. Были отредактированы тексты Пасхального Триденствия, в частности, изменено время совершения некоторых богослужений. Так, Пасхальное Бдение теперь должно было совершаться вечером Великой Субботы, а не утром, как прежде. Эти исправления потребовали даже изменений в каноническом праве, так как до этого, за исключением лишь полуночной мессы на Рождество, не допускалось совершения месс ранее, чем за час до рассвета и позже, чем через час после полудня. Эти изменения были сделаны в 1955 году. Пий XII также создал комиссию с целью пересмотра всех рубрик миссала.

Папа блаж. Иоанн XXIII выпустил в 1962 году новое типовое издание, содержавшее д

Похожие статьи:

Добавить комментарий