Поклонение

Категория: Современная религия

Что такое поклонение? Этому слову трудно дать точное определение. Я понимаю так, что оно используется для указания на два основных качества верующего: набожность и принятие того, что предельная реальность, как ее описывают и ощущают, заслуживает самой глубокой преданности. Верующие теистичных религий рассматривают Бога, богов или одного из богов как объект или объекты своего поклонения. У не теистичных религий другая задача. Например, буддисты медитируют, чтобы достичь просветления.

Поклонение требует постоянных усилий, часто в разгар деловых будней. Все же для многих верующих оно имеет очень большое значение. Буддистов вдохновляет одно из самых популярных изображений в их религии: бог Будда во время медитации, с прямой спиной и скрещенными ногами. Он кажется спокойным и невозмутимым. Тем не менее это спокойствие и безмятежность не уход из мира для него и его последователей, а средство для участия в нем. Один буддист сказал:

«Без спокойного времени или медитации в начале дня я не могу стоять на ногах. Я должен с этого начинать свой день, и буддизм помогает мне работать с радостью. Я могу больше работать. Я могу с толком использовать свое время» (Harris, 1998, р. 67).

Приверженцы других религий сходятся во мнении, что постоянное поклонение поддерживает, озаряет и освобождает жизнь верующего. Поклонение может быть связано с определенными праздниками. Однако большинство религий одобряет регулярные ежедневные молитвы и медитирование, и именно этому мы посвятим настоящий раздел главы. Давайте для примера возьмем ислам как религию, в которой регулярное поклонение считается божественной заповедью (как в иудаизме и сикхизме), а также как религию, в которой такое поклонение чтится и в обычае, и на практике. Предлагая более подробный комментарий отношения к молитве в одной религии, я намереваюсь показать, как она согласуется с другими аспектами человеческой жизни, открывая трансцендентную реальность. Каждая религия делает это по-своему, но каждая видит поклонение как необходимый и серьезный опыт, позволяя людям общаться с предельной реальностью потенциально преображающим образом.

Каноническая молитва (салят) обязательна для каждого мусульманина, который находится в здравом уме, отвечает за свои действия и здоров физически. Многие дети начинают произносить каноническую молитву в возрасте семи лет, а обязательно должны уметь это делать к десяти годам. Женщинам нельзя молиться во время менструации, родов и кормления грудью. Им разрешается не молиться в течение десяти дней в первом случае и в течение сорока дней в последнем.

Молитва не имеет силы, если не выполняются определенные требования. Эти требования подчеркивают желание молящихся быть чистыми. Они должны быть скромно одеты. У мужчин должно быть закрыто тело по крайней мере от пупка до колен. У женщин могут быть видны только кисти рук, ступни ног и лицо. Ни те ни другие не вправе носить прозрачную одежду. Молящийся должен заявить, что намерен молиться ради поклонения и чистоты. Слово нийа (намерение) очень важное в исламе. По обычаю считается, что дела судят по намерениям, связанным с ними, и что тот, кто совершает поступок, будет вознагражден в соответствии со своими намерениями. Так что официальная молитва — это не просто формальность, если она имеет силу.

Кроме того, необходимо совершать «малые омовения» (вуду). Они совершаются следующим образом: молящийся заявляет о своем искреннем намерении, а затем, обычно сидя на корточках рядом с краном с водой или с другим источником, трижды моет руки до запястий; трижды полощет рот (желательно использовать щетку); затем трижды прочищают водой ноздри; затем три раза умывается, проводя руками от лба до подбородка и от уха до уха; потом сначала правой, потом левой рукой дотрагивается три раза до локтей. Голова вытирается влажной рукой, ушные раковины — влажными указательными пальцами, а внешняя поверхность ушей — большими пальцами. Шею вытирают влажными руками три раза, как и ступни до щиколоток, причем начинают с правой ноги. Таким образом завершается вуду. Такой порядок омовения предпочтителен, но порядок действий можно и изменить. Простую воду можно заменить землей, песком, камнем или снегом. Это разрешается в тех случаях, когда есть проблемы со здоровьем или нет воды.

Вуду может быть отменено в следующих случаях: при дефекации, мочеиспускании, метеоризме, рвоте, кровотечении или нагноении. Кроме того, вуду не может совершаться, если человек спит, принимает одурманивающие лекарства или напитки. Закончив это, он снова может совершать вуду.

Вуду — это малое очищение. После серьезного загрязнения (джанабы), вызванного оргазмом, соитием без эякуляции, поллюцией, менструацией или послеродовыми выделениями, а также через сорок дней после родов необходимо совершать большое омовение (гусл). Многие мусульмане считают, что оно обязательно также по пятницам и во время двух праздников — в конце поста и паломничества. Верующий начинает очищение тела от жидкости, выделяемой при соитии, от крови или другого нечистого вещества. Затем совершается вуду, после чего принимается ванна, и тело тщательно моется водой. Если нет воды, допускается очищение песком (таяммум). Существует много наставлений, касающихся того, как сочетать очищение с молитвой, прославляющей Бога и содержащей просьбу о поучении.

До хиджры, переселения Мухаммада и его последователей из Мекки в Медину в622 г., было только две дневных молитвы — после восхода и перед закатом солнца (Коран 20:130). После хиджры в Коране начинают упоминаться промежуточные молитвы: «Воссылайте хвалу Богу в вечернее и утреннее время. Слава Ему на небесах и на земле, при наступлении ночи и во время полудня» (30:17). Время может меняться в зависимости от того, где живет мусульманин. В Саудовской Аравии, колыбели ислама, время наступления рассвета и сумерек практически не меняется в течение года. В Англии солнце может всходить в период с 4.30 до 8.00 часов и заходить от 3 часов дня до 9 часов вечера в зависимости от времени года. Это значительно влияет на количество молитв.

Есть определенные случаи, когда молитвы не должны произноситься: когда восходит солнце, когда оно в зените, когда оно садится, когда у женщины менструация, во время родов, когда она кормит грудью и когда мусульманин нечист. Некоторые утверждают, что запрет на салят при восходе и закате солнца связан с почитанием солнца у индуистов Поскольку мусульмане Южной Азии твердо верят в то, что Бог един (таухид), они отказались молиться, когда солнце находится в надире, или в зените, чтобы их молитва не была принята за идолопоклонство индуистов.

Все молитвы должны совершаться в надлежащее время, за исключением тех случаев, когда для смещений есть веские причины. Мусульманам надлежит совершать молитвы даже с опозданием, если это не женщины, у которых менструация, роды или период кормления ребенка грудью, и не мусульмане с расстроенной психикой или в бессознательном состоянии.

Специальных мест для молитв нет, но есть такие, где молиться запрещено, потому что они считаются нечистыми, например кладбища или туалеты. Мечеть, или масджид (место поклонения), предпочтительна для совершения молитв, потому что присутствие других молящихся является стимулом к молитве. В Южной Азии обычай диктует женщинам молиться дома, а не в мечети, даже в пятницу. И этот обычай распространился даже в Англии, где большинство мусульман родом из Индии, Пакистана или Бангладеш. Некоторая часть мусульман считает, что это не исламский обычай. В других частях мусульманского мира женщины молятся в мечетях, хотя и отдельно от мужчин.

Во время молитвы лица мусульман должны быть обращены в направлении Каабы (киблы), каменного здания в форме куба, находящегося в Мекке, в центре «Заповедной мечети», построенной Адамом, а затем перестроенной Ибрахимом и Исмаилом. Кибла указывает на место между водосточной трубой и западным углом Каабы. Верующие молятся на молельном коврике, который символизирует пространство между верующим и обычным физическим миром. Впереди кладется палочка или какой-нибудь другой предмет, указывающий в сторону Мекки. Никто не может пройти между палочкой и ковриком и побеспокоить молящегося. В стене мечети есть ниша (михраб), указывающая направление на Каабу (киблу). Часто ниша очень красиво украшена каллиграфическими надписями, плиткой и мозаикой. Здесь мастерам художникам дается полная свобода выразить свое религиозное чувство. Хотя музыка запрещена, говорят, что призыв на молитву (азан), который читается нараспев, сам по себе очень музыкален.

Каждый раз перед молитвой муэдзин провозглашает азан с минарета, одной из башен мечети. В Англии и многих других западных странах, где не везде есть мечети, а в их качестве используются бывшие магазины, фабрики или частные дома, азан совершается там, где это кажется уместным, потому что нужно учитывать то обстоятельство, что закон запрещает шум в определенные часы дня и ночи. (Многие мусульмане возмущены этим запретом, потому что для церковных колоколов нет никаких запретов.) Первым муэдзином был черный африканец из Эфиопии по имени Билал, которого назначил сам Мухаммад. Мусульмане часто вспоминают эту историю для того, чтобы подчеркнуть равенство всех людей перед Богом, что является главным принципом ислама. Муэдзин обязательно должен быть мужчиной. Обращая лицо в сторону Мекки, он начинает провозглашать азан непосредственно перед молитвой, за исключением утренней молитвы, когда азан совершается обычно в последнюю, шестую часть ночи, чтобы дать людям время встать и подготовиться к молитве. В наше время муэдзина в больших городах мусульманского мира и даже в некоторых маленьких городах заменила запись, передаваемая через громкоговорители. Не все мусульмане одобряют это новшество.

Азан произносится на арабском языке и переводится следующим образом. Сначала муэдзин говорит четыре раза: «Аллах превелик!» Затем два раза он произносит: «Свидетельствую, нет Бога, кроме Аллаха». После этого дважды восклицает: «Свидетельствую, и Мухаммад — посланник Аллаха». Потом два раза: «Приходите на молитву». После этого дважды: «Приходите к процветанию». Потом опять: «Аллах превелик!» И наконец, еще один раз: «Нет Бога, кроме Аллаха». Перед утренними молитвами после слов «Приходите к процветанию» он дважды повторяет: «Молитва лучше, чем сон». После слов «Приходите к процветанию» мусульмане — шииты (которые сейчас составляют 10% мусульман) во все молитвы вставляют слова: «Приходите на самую лучшую работу». Независимо от того, провозглашается азан или нет, молящиеся начинают молитву с икамы. Это то же самое, что азан, только первая фраза говорится дважды: «Аллах превелик!» — и заканчивается икама после фразы «Приходите к процветанию». После этого каждый верующий два раза говорит: «Молитва началась!»

Все пять дневных молитв состоят из ритуальных молитв, произносимых по-арабски, стоя, с поклонами, паданием ниц и сидя. Все молитвы, кроме одной, можно совершать в одиночестве, хотя ислам рекомендует молиться вместе с другими верующими. Общественной молитвой в мечети руководит имам. Имам выбирается из числа верующих. Его уважают за религиозные познания и благочестие. В некоторых мечетях это оплачиваемая должность. Он также иногда преподает арабский язык и ислам, в основном детям. Он стоит впереди молящихся, когда все обращаются лицом к кибле. Количество молящихся может быть любым, даже состоять из самого имама и еще кого-нибудь.

Полуденные молитвы в пятницу должны совершаться всеми мусульманами в мечети или в другом, пригодном для этого месте, например дома или в парке. В Коране (62:9) верующим рекомендуется в пятницу, когда они слышат призыв к молитве, поспешить вспомнить о Боге и прекратить торговлю. Это возможность выразить солидарность с другими мусульманами и показать, что призыв Бога важнее материальных и других соображений. Идет служба. После молитв мусульмане могут возвратиться к работе, так же как они могут с работы приходить на молитву. Не существует мусульманского эквивалента еврейской субботе или христианскому воскресенью, хотя во многих мусульманских странах выходными днями являются пятница и суббота, а не суббота и воскресенье, как в западных странах.

В исламе молитва является основным элементом религии, ее столпом. Богу не нужны молитвы, потому что Богу не нужно ничего, но людям необходимо молиться, поскольку молитва — это великий учитель. Содержание канонических молитв, совершаемых регулярно, напоминает людям о величии Бога, о значимости Мухаммада и о послании, которое Бог передал через него. Выстраивая день молитвами, люди уходят от забот, какими бы важными они ни казались, и тем самым признают верховное значение Бога.

В исламе нет церковных таинств. Но сам Коран создает многие знаки Бога, открывающие присутствие Бога глазам верующего: луна, солнце и звезды, ветер и дождь, создание людей из человеческого семени и т. д. (30:20 — 27). Так что неудивительно, что некоторые ученые утверждают, что молитвенные позы с поклонами и распростертое положение являются живым знамением «Аллаху Акбар» — «Бог велик»: Бог более велик, чем люди, его калиф, наместники на земле, которые, несмотря на свой статус, должны поклоняться и повиноваться Богу. Молитва подчеркивает волю Бога, которую мусульманские теологи считают его величайшей отличительной чертой. Импровизированные молитвы не являются основной частью салята (хотя импровизированная молитва (дуа) может служить дополнением и читаться в любое время), салят сосредоточен на словах Бога, заповедях и ответах на них людей, а не на просьбах к Богу.

В различных религиях условности поклонения отличаются друг от друга. Описание основного действия мусульманского богослужения приводится для того, чтобы показать серьезность этого явления и то, каким образом оно связано с другими аспектами этой религии (включая Писание, святых людей и святые места).

Очень важно подчеркнуть эстетический аспект богослужения. Люди, не исповедующие ислам, наблюдая богослужение, могут быть глубоко тронуты тем, что они видят. Например, вид сомкнутых рядов мусульман, склоненных в молитве, может заставить других людей почувствовать, что здесь происходит что-то серьезное, преображающее и священное. Любопытно, что в религиозной эстетике есть что-то захватывающее, почти миссионерское. История, подтверждающая это, есть в «Хронике временных лет». Киевский князь Владимир послал гонцов в разные части света, чтобы узнать, какая религия истинна. Они ознакомились с исламом и разными видами богослужения западной христианской церкви. Наконец, они отправились в Константинополь и посетили там Божественную литургию в соборе Святой Софии — они нашли там то, что искали:

«Мы не знали, на земле ли мы находимся или на небе, потому что никогда и нигде на земле мы не видели такого великолепия и красоты. Мы не можем описать ее вам, мы только знаем, что Бог живет там среди людей и что их богослужение превосходит все другие. Мы не можем забыть эту красоту» (Ware, 1993, р. 264).

В этом отрывке показаны два важных момента богослужения христианской церкви восточной ортодоксии. Во-первых, на земле выражена красота духовного мира. Во-вторых, отправление церковных обрядов примиряет и соединяет небо и землю. Это символ великой литургии на небесах. Конечно, в этой истории есть элементы легенды. Кроме того, она не содержит описания попыток других вероисповеданий постичь божественную реальность в богослужении. Однако не так уж плохо для верующих желание восхищать красотой и великолепием своего богослужения.

Духовность

«О, если бы я знал, где найти Его», — стенал Иов, невыносимо страдая. У Иова было преимущество перед другими, испытывающими бессмысленные страдания. Он страстно желал найти Бога. Так ведут себя не все. Некоторые делают так, как советует им жена: проклинают Бога и умирают. Другие живут так, будто бы трансцендентного измерения вообще не существует, потому что они не верят в его существование или потому что они полностью сосредоточены на своих заботах.

Желание Иова сделало его способным постичь Бога своим внутренним чутьем, и Он заговорил с Иовом, явившись из бури как событие, решительным образом изменившее его жизнь. Правда, Бог в Книге Иова едва ли кому-либо покажется последовательным, внушающим симпатию или доверие. Иногда он выступает как нерешительный политик, иногда напоминает непредсказуемого деспота. Это гениальная книга, а ее авторы и мы видим сквозь разные, часто негативные описания, чувствуя свою человеческую ограниченность перед могуществом Бога, что Он, как утверждают мусульмане, открывает о себе то, что Он хочет открыть. И все же к концу книги, как описано английским христианским мистиком матерью Джулианой (1342 — ок. 1423), возникает такое ощущение, что «все хорошо и все будет в порядке». Это приятие и безмятежное спокойствие тем более трогательно, поскольку удалось преодолеть гнев и конфронтацию с Богом.

При рассмотрении основной проблемы этой главы многим антиклерикалам и людям, не интересующимся вопросами религии, должно показаться невероятным, что мирские вещи и существа сосредоточивают надежды и чаяния верующих: картины, хлеб, вино, реки, места с дикой природой, слабые и раненые люди, животные, определенные произведения. Несведущим людям они могут показаться абсурдными проводниками Божественной милости и присутствия. Для верующего именно естественное открывает сверхъестественное для того, чтобы вера и надежда процветали. Очень часто в процессе, связывающем естественное явление с предельной реальностью, находится элемент обрядовости: людям необходимо совершать определенные действия или демонстрировать свое намерение, с тем чтобы вещи были заряжены великолепием Бога. Иначе даже для верующего они остаются просто деревом, камнем или чем-то еще.

Итак, из этой главы следует, что мирское измерение существования может быть открыто сверхмирскому измерению предельной реальности, открытой для веры, которая, когда ее узнают, станет очевидна, прекрасна и более «реальна», чем этот преходящий мир чувственного опыта. Тем не менее и этот мир остается глубоко загадочным, даже для тех, кого захватила его реальность.

Мы можем дать определение духовности как человеческой реакции на притягательную милость и доброту трансцендентной реальности. Она зависит от убеждения, что трансцендентная реальность существует. Верующие не держат ее в герметично закрытых емкостях: места, книги, люди и остальное постоянно взаимодействуют, открывая милосердие предельной сущности и ожидая ответной реакции человека. Об этой реакции вы узнаете из следующей главы.

Похожие статьи:

Добавить комментарий