Римско-католическая церковь

Категория: Энциклопедия

Ри́мско-католи́ческая Це́рковь (лат. Ecclesia Catholica) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на иных языках различаются. Во внутренних документах РКЦ использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Католическая церковь» (Ecclesia Catholica). РКЦ полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова. Сама РКЦ использует данное самообозначение в своих совместных документах с иными христианскими институтами, многие из которых рассматривают себя также как часть «католической» церкви.

Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт католической Церкви латинского обряда (включая, наряду с Римским, амвросианский, брагский, лионский и мосарабский).

С 1929 года центр — государство-город Ватикан во главе с Папой Римским. Состоит из Латинской Церкви (Латинского обряда) и 22 восточно-католических автономных Церквей (лат. Ecclesia ritualis sui iuris или Ecclesia sui iuris), признающих верховную власть Римского епископа.

Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 г.).

Определяет себя четырьмя существенным свойствами (notae ecclesiae): единством, кафоличностью, определённую святым Павлом (Еф 4.4-5), святостью и апостоличностью.

Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейскoм и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисe».

История

Современная Римско-католическая Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «прообразно возвещена уже от начала мира, дивно предуготовленная в истории народа Изральского и Ветхом Завет, наконец, в эти времена последние основана, явилась через излияние Духа Святого и будет завершена во славе в конце времён». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Вероучение формировалось определениями Вселенских и поместных соборов. В III—VI веках Церковь противостояла распространению ересей (гностицизм, несторианство, арианство, монофизитство и др.).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада — бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев.

В середине VIII века было создано Папское государство (одним из оснований был подложный документ — Константинов дар). Перед лицом угрозы нападения лангобардов Папа Стефан II, не надеясь на помощь Византии, обратился за помощью к франкскому королю, который в 756 году передал захваченный им Равеннский экзархат Папе. Последовавшие позже нападения норманнов, сарацинов и венгров породили хаос в Западной Европе, мешавший упрочению светской власти папства: короли и сеньоры провели секуляризацию церковного имущества и стали претендовать на собственное назначение епископов. Короновав императором Священной Римской империи Оттона I в 962 году, Папа Иоанн XII стремился обрести надёжного покровителя; однако, его расчёты не оправдались.

Первым французским папой стал учёный монах Герберт из Орийака, принявший имя Сильвестра II. Народное восстание 1001 года заставило его бежать из Рима в Равенну.

В XI веке папство вело борьбу за обладанием правом инвеституры; успех борьбы был во многом обусловлен тем, что она велась под популярным среди церковных низов (См. Патария) лозунгом искоренения симонии. Реформы были начаты в 1049 году Львом IX и продолжены были его преемниками, среди которых выделился Григорий VII, при котором светское могущество папства достигло зенита. В 1059 году Николай II, воспользовавшись малолетством Генриха IV, учредил Священную Коллегию кардиналов, которой отныне принадлежит право избрания нового Папы. В 1074—1075 и

Похожие статьи:

Добавить комментарий