Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Категория: Энциклопедия

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (итал. Sant’Apollinare in Classe) — памятник ранневизантийского искусства в портовой части Равенны (Италия) — районе Классе. Базилика построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в конхе апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия.

История базилики

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство базилики Сан-Витале). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом Максимианом. Главной реликвией церкви были мощи святого Аполлинария, которые в 856 году были перенесены в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, а в 1748 году были возвращены на своё место в главном престоле храма.

В X веке к церкви были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

Архитектурные особенности

Построена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.), скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину 4-х см. Фасад декорирован ломбардской аркатурой: между плоскими пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения). Апсида приподнята над уровнем пола нефов, к ней ведёт широкая лестница, построенная в 1723 году (отреставрирована в 1909 году).

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра, её три нефа разделяются колоннадой из 24 колонн в каждом ряду, они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с ажурными листьями. К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров.

Нижний уровень стен базилики был изначально облицован мрамором, который был снят в XV веке по указанию Сигизмунда Малатеста и использован при строительстве храма в Римини. На полу базилики сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола.

Внутреннее убранство

Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в её апсиде. Прочие мозаики были созданы во второй половине VII и IX веках. Академик В. Н. Лазарев отмечает:

Мастера, работавшие в Сант Аполлинаре ин Классе, близки тем мастерам, которые исполнили мозаики пресбитерия в Сан Витале. И у них мы наблюдаем тягу к упрощенным формам и к излишне ярким цветовым сочетаниям. Этому сопутствует снижение качества рисунка и вялая трактовка карнации, в которой заметно уменьшается количество тональных оттенков.

В центральном нефе базилики расположен большой алтарь, посвященный Деве Марии, он был создан в XI веке с использованием материалов алтаря VI века. На нём находится мемориальная доска XVIII века, сообщающая без каких-либо исторических подробностей, что мощи святого Аполлинария были обнаружены именно на этом месте.

Мозаики апсиды

Конха

В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Преображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями, и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Присутствовавшие согласно евангельскому описанию при этом событии апостолы Пётр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту. Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.

Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец, отделённых друг от друга кустами лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением двенадцати апостолов, а другие — образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны.

Стены

Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты епископов Равенны, бывших приемниками святого Аполлинария: Экклесия, Севера, Урсуса и Урсицина. На боковых стенах помещены две крупные мозаики:

  • Ветхозаветные жертвоприношения

Изображены три сюжета из библейской истории: «Жертвоприношение Авраама», «Жертвоприношение Авеля» и «Жертвоприношение Мельхиседека», которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа. Все персонажи помещены вокруг одного алтаря, в обрамлении порфировых занавесей и триумфальной арки, а из облаков видна благословляющая десница Бога.

  • Дарование привилегий равеннской церкви

Император Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает диакону равеннской церкви Репарту, представляемому ему архиепископом Мавром, свиток с латинской надписью PRIVILEGIA. Фигуры одеты в богатые византийские одежды, украшенные таблионами, слева от центра расположены представители светской власти во главе с императором, а справа священнослужители в литургических облачениях. Мозаика выполнена по аналогии со знаменитым портретом императора Юстининана в базилике Сан-Витале. Изображение также выполнено как фриз и отличается фронтальной композицией.

Мозаики фронтона

Фронтон «триумфальной арки», отделяющей апсиду от центрального нефа украшен поздней мозаикой VII века (ряд искусствоведов датируют их IX веком). В центре композиции помещено изображение Христа-Пантократора, держащего в руках Евангелие, которому на фоне тёмно-синего неба движутся символы евангелистов. Ниже помещены 12 овец, символизирующих апостолов. Они выходят на встречу Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.

Паруса арки украшены изображениями плодоносящих пальм на фоне тёмно-синего неба. Эти мозаики являются самыми старыми из украшений фронтона (VI век). К этому же периоду относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в одеждах византийских сановниках. Они держат в руках хоругви с литургической формулой божественного славословия: «свят, свят, свят» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος). Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа).

Крипта

Расположена под главным алтарём базилики. Ограничена стенами апсиды и двумя боковыми перегородками, в которых находятся лестницы для спуска вниз. Крипта, служившая хранилищем мощей святого Аполлинария была заброшена после того как в 856 году они были перенесены в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. В примыкающих к крипте пластофориях устроены капеллы. В одной из них, посвящённой местночтимому святому Еливкадию сохранилась мраморная сень над престолом, созданная в начале IX века.

Саркофаги

В боковых нефах базилики находятся 10 средневековых саркофагов, часть из которых принадлежит равеннским епископам. Из них особо выделяются:

  • гробница епископа Феодора (ум. в 688 году), богато декорированная виноградными лозами, павлинами, голубками и монограммами Христа;
  • саркофаг архиепископа Грациозия (ум. в 788 году) рядом с которым на стена сохранилась надпись середины VI века, указывающая, что на этом месте епископом Максимианом, при освящении базилики, была установлена рака с мощами святого Аполлинария;
  • безымянный саркофаг с изображением креста, водружённого на арочную конструкцию, напоминающую изображение палат Теодориха в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово;
  • саркофаг епископа Феликса (ум. в 723 году), переделанный из языческой гробницы, его скудное украшение свидетельствует об упадке в этот период равеннского искусства.

Похожие статьи:

Добавить комментарий