Сант-Аполлинаре-Нуово

Категория: Энциклопедия

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo) — ранехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем ее основания. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия.

История базилики

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом на рубеже V — VI веков. После завоевания Равенны императором Юстинианом I все культовые здания ариан перешли к православным и базилику в 561 году переосвятили в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого).

В 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполинария и храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово. В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный фронтон. В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.

Архитектурные особенности

Внешний вид храма является типичным для ломбардской постройки: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадрипортик (замкнутую со всех сторон паперть) в настоящее время украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму цилиндрическая колокольня является типичной для равеннских кампанил: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колонадой из 24-х мраморных колонн с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

Внутренее убранство

Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса. Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В.Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана, который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.

От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста, а оборот преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.

Евангельские сюжеты

Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых, а на южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия). Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они вспоминаются в богослужебном чине. Во всех сценах число действующих лиц сведено к минимуму, а архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем.

Похожие статьи:

Добавить комментарий