Шульминский Станислав, SAC

Категория: Энциклопедия

Станислав Шульминский родился в 1894 г. в Одессе, Украина. Учился в Духовной Семинарии в Житомире, в 1923 году окончил Духовную Семинарию в Луцке, Польша. В 1928 году вступил в конгрегацию паллотинов. Стал профессором богословия в Луцкой Духовной Семинарии и в семинарии паллотинов в Ожарове под Варшавой. Несколько раз обращался к Папе и к руководству своей конгрегации, чтобы получить разрешение поехать служить в СССР. Одновременно обучался на фельдшера, чтобы иметь возможность работать среди нуждающихся. Оказался в г. Новогрудок, когда он был занят советскими войсками. В 1939 году был арестован по ложному обвинению, и отправлен в тюрьму . в 1940 году приговорен к пяти годам лагерей, отправлен в лагерь в г. Ухта. В 1941 году был амнистирован, но остался в лагере, возможно — добровольно, для пастырского служения. Умер в лагере 27 ноября 1941 года. О. Станислав неоднократно просил разрешения служить на территориях, где Церковь подвергалась преследованиям, был готов к мученичеству. В лагере исполнял священнические обязанности, помогал другим заключенным, делился последним хлебом с голодными. О. Станислав Шульминский SAC (1884-1941) — мученик за веру и единство — 1. Очерк жизни Родился 10 июля 1894 года в Одессе, у Черного Моря. Там некоторое время жили его родители — Александр и Хелена, урожденная Выховская. В доме Шульминских господствовал дух веры, трудолюбия и уважения к каждому человеку. Среднее коммерческое училище он окончил в Каменце Подольском. Рано открылось в нем желание священства. С помощью своего духовника он учился верности Богу и постоянству в следовании однажды выбранному пути. В 1918 году Станислав поступил в духовную семинарию в Житомире. После года учебы, в связи с большевистской революцией, он был переведен в духовную семинарию в Тарнове. Рукоположение в священство принял от своего епископа Петра Маньковского в Бучаче, 8 июля 1923 года. Уже во время учебы в семинарии в нем укоренилась потребность посвятить себя великому делу воссоединения Православной Церкви с Католической Церковью. Будучи рукоположен, он сразу же выразил желание начать пастырскую работу на территории Советского Союза. Однако это было невозможно по причине сильных гонений на Церковь, начавшихся там в то время, — и епископ направил его для изучения восточного богословия в Люблинский Католический Университет, где он и находился с 1923 по 1927 гг. В то же время он старался пробудить в своих современниках живую заинтересованность в деле соединения христиан. Он вновь обратился к Апостольской Столице с горячей просьбой о позволении ему начать миссионерскую и воссоединительную работу на Востоке. В 1927 году декретом епископа А. Шеленжека, нового ординария о. Станислава, он был назначен профессором восточного богословия в Луцкой Семинарии. Однако, желая исполнить свое первоначальное намерение — стремление к монашеской жизни — и получив заверение настоятелей Общества Католического Апостолата, что в будущем он сможет посвятить себя делу соединения Церквей, 15 августа 1928 года он вступил в новициат конгрегации отцов паллотинов в Олтажеве. Сразу после окончания новициата, с 1930 года, он исполнял служение духовного отца в паллотинской гимназии в Вадовицах, а в 1932-1939 гг. был профессором и духовником в высшей семинарии паллотинов в Сухарах и в Олтажеве. Там он преподавал восточное богословие. Чтобы расширить круг священников и мирян, заинтересованных работой по воссоединению христиан, о. Шульминский в 1937 году основывает организацию под названием «Апостолат Единства». В 1939 году он был направлен служить в новой миссии паллотинов в Окопах Святой Троицы, находящихся вблизи границы с Советским Союзом. Из за начавшейся войны он не доехал до этого места, но в октябре 1939 года направился на восток через Луцк и Дубно, где простился с семьей, и добрался до Новогрудка. Там он был арестован советскими властями и помещен в тюрьму в Барановичах. После почти годового следствия, обвинявшего его в том, что он — шпион Ватикана, он был приговорен к 5 годам лагерей, как социально опасный элемент. В августе 1940 года он был направлен в суровый трудовой лагерь в Ухте, около Белого Моря. Как узник о. Шульминский также руководился своими миссионерскими намерениями. Тяжелый труд, голод и унижения он считал жертвой, каждодневно приносимой Богу ради воссоединения православия с Католической Церковью. Он героически служил другим заключенным, хлопотал об их освобождении, тайно исповедывал, совершал Св. Мессу, духовно укреплял узников, был для них всех добрым самаритянином. А когда, после начал
а немецко-советской войны, в 1941 г. попал под амнистию, то открыто заявил, что он священник, — совершил для тысячи отправлявшихся на волю узников св. Мессу, однако сам остался с другими в лагере, чтобы и дальше служить страдающим, сильно нуждающимся в священнике. Умер он 27 ноября 1941 года, вследствие истощения, тяжелых условий лагерной жизни и перенесенных прежде мучений. Его останки покоятся там, на этой суровой земле. О. Шульминский добровольно и всецело принес свою жизнь в жертву за единство Церкви Христовой. Он героически исполнил желание Спасителя <да будут все едино> (Ин. 17:20). 2. Путь к мученичеству Можно заметить, что о. Станислава Шульминский многие годы готовился к принятию благодати мученичества и созревал для этого. С ранней молодости он ставил перед собой высокие духовные требования. Его «духовный дневник» говорит нам очень много о глубоком соединении его с Богом, любви к Евхаристии, доверии к Божьей Матери, жажде достичь святости и о готовности отдать жизнь за Христа и Его великое желание — созидание единства всех христиан. Вот некоторые решения и признания о. Шульминского: «Чтобы осуществить наиболее точно свое особенное призвание, решаю, Боже, любить Тебя любовью самой глубокой и полной, а не какой-нибудь иной». «Господь Бог, очевидно, желает, чтобы я был святым священником» «То, чего хочет Бог, должно быть на первом месте!» В личных заметках он открывает свою готовность к жертве и решимость принимать страдания в духе веры: «Надо идти по прежде начертанному пути. Священнику должен быть свойственен дух самозабвения и он должен каждодневно приносить себя в жертву, так же, как ежедневно приносит Жертву Наисвятейших Тела и Крови». «Когда начнется угнетение и мучение, именно тогда будет исполняться не моя, но Божья воля. Тогда необходимо жить терпением и ожиданием милости Божией, тогда время заслуги, то есть время, вопреки слабости, выполнять свои обязанности» В 1923 году, став суб-диаконом, подтвердил, что как свеча целиком сгорает во славу Божию, так и «жизнь, посвященная Богу, может быть еще более совершенной жертвой всесожжения, чем великие дела всего мира, — пусть такой жертвой будет моя жизнь». Став священником, он сразу выразил свое сильное стремление поехать на восток, для душепастырской работы среди соотечественников, хотя был хорошо осведомлен, что там происходят жестокие гонения на Церковь, что епископы и священники подвергаются мукам, заключению и ссылкам в Сибирь. Однако, он упорно повторял свои просьбы к настоятелям, чтобы ему позволили провозглашать Евангелие и свидетельствовать о Христе в самых трудных условиях, где он мог подвергнуться страданиям и даже лишиться жизни. Уже будучи паллотином, в письме к о. Генералу Общества Католического Апостолата от 10.X.1937 г., он заявляет, что «Каждый, кто приступает к подобной работе (в России — о. Х.К.), должен быть готов к смерти, однако отдать свою жизнь за Христа и Церковь, это — не трагедия : Мученичество, если оно вправду придет, завершит очищение души». О. Станислав Шульминский не только заявлял о своей готовности отдать жизнь за Христа и единство Церкви, но и подтверждал ее делами, своей стойкостью, и постоянным, целенаправленным действием. В его пути к мученическому венцу можно выделить следующие этапы: * арест и процесс в Барановичах * путь в лагерь и каторжная работа в лагерях Ухты * дальнейшее пребывание там после <амнистии> * смерть в результате истощения организма Мученический путь о. Шульминского начался в Новогрудке, где он был арестован советскими властями 24 октября 1939 г и помещен в тюрьму в Барановичах. Следствие продолжалось более десяти месяцев и было отмечено ненавистью к вере и священству, то есть к Церкви. Его обвинили в шпионаже. Много часов продолжались дневные, а часто и ночные допросы. По всей вероятности, применялись испытанные методы мучительства и пыток в отношении узника. Были подорваны здоровье и физические силы о. Станислава, однако не был сломлен дух его веры и любви к идее соединения христиан. Согласно рассказу его товарища по заключению, доктора Пачковского, о. Шульминский в заключении — в рамках возможного — тайно исполнял служение священника, принимал исповеди, проповедывал Слово Божье, духовно укреплял узников. Его <шпионство> не было доказано, но его и не оправдали. Во время следствия он с самого начала признал, что является священником, паллотином, — поэтому, как таковой, был признан социально опасным элементом и осужден на 5 лет каторжных работ в лагере. Это был приговор советской власти, которая строила пла

Похожие статьи:

Добавить комментарий