Сокровище христианина

Категория: Альманах

§ 1. Чему должно верить, чтобы наследовать вечное спасение

1. Бог есть един и кроме Его нет другого Бога, как говорит Сей Самый Бог чрез Пророка Исаию: «Аз первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога» (Ис. 44, 6). И Моисей, увещевая Израильский народ, говорит: «Слыши, Исраилю! Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6, 4). Бог был всегда: Он Вечный, Безначальный; и всегда будет: Он Бесконечный. Бог есть Существо совершенное. Он Всеблагий, Всеведущий, Всеправедный, Премудрый, Всемогущий, Неизменяемый. Бог есть Дух, Он тела не имеет, и посему Он невидим для нас в сей жизни. Но Он видит всё, Он везде. Он всё знает, и самые тайные наши помышления от Него укрыться не могут.

2. Бог есть един по Существу, но Троичен в Лицах, которые Одно от другого различны. Первое Лице есть Отец; Второе, Сын; Третье, Дух Святый; но так, что в Этих Трех Лицах един токмо Бог, ибо Они единосущны и совершенно равного между Собою Божеского достоинства. Вот то, что называется Таинством Святыя Троицы. Сие таинство ясно изображается в следующих словах Господа нашего Иисуса Христа: «…шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

3. Бог создал небо, землю и всё, что содержится в них, из ничего, единою Своею волею. «В начале, - как сказано в книге Бытия, - сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Он произвел из небытия, повелением Своим, все небесные силы, то есть Ангелов. Из числа их некоторые впали в гордость, нарушили долг совершенного повиновения Богу, и были ввержены в ад. Другие же, пребыв верными своему долгу и служению Господу Богу, наслаждаются вечным блаженством на небеси. Сии добрые Ангелы, по повелению Божию всюду находятся при всяком человеке, помогают нам, ходатайствуют за нас, и предохраняют нас от всякой напасти; посему-то они и называются Ангелами Хранителями. Бог создал вселенную и всё, что в ней заключается, для служения человеку; но человека Он сотворил по образу и по подобию Своему сказав: «…сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбам морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею» (Быт. 1, 26). Человек был создан для того, чтобы чрез познание Бога, любовь к Нему и добровольное Ему служение в сей жизни сделаться достойным вечно наслаждаться с Ним на небеси блаженством нескончаемым. Господь Бог печется о нас и о всех наших нуждах и всё устрояет для вяшщего блага истинных Его поклонников.

4. Первый человек Адам и первая жена Ева помещены были в раю, и поелику они находились в состоянии безгрешном, то и не должны были умереть. Но, чтобы они помнили Творца и Благодетеля своего, Бог запретил им вкушать от плода древа, насажденного посреди райского сада: послушание их в сем случае должно было упрочить навсегда их истинное счастие. Но, преступив сию заповедь, они были изгнаны из рая и присуждены, вместе с их потомством к тяжкому труду, к страданиям и к смерти. Чрез сие преслушание прародителей наших и мы впали в состояние греховное, и не только греху подвержены, но и наказанию за грех, как сказано в книге Бытия: «…в он же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). С сим грехом, называемым первородным, мы все зачинаемся во чреве матери и рождаемся, как говорить Пророк: «…се бо в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. L, 7). Одна Богородица была предохранена от него заслугами Спасителя. Сей грех один уже делает нас неспособными войти в Царствие Небесное. Вот где ясно видна вся пагубность греха.

5. Но Бог сжалился над родом человеческим, и, чтоб избавить нас от демонского пленения и возвратить нам утраченные права на небесное наследие, Он определил послать Единородного Своего Сына в пучину настоящего жития. Сын Божий, восприяв плоть от нетленно зачатой Девы Марии, по действию Святаго Духа, сделался совершенным человеком, одаренным, как и мы, телом и душою. Сей Сын Божий воплотившийся есть Иисус Христос.

6. Господь Иисус Христос сделался Человеком во всем подобным нам, исключая греха, не перестав быть Богом, и таким образом в одном и том же Лице стал истинный Бог и истинный Человек. Он принял человеческое естество по действию Святаго Духа во чреве Пресвятой Девы Марии, так что Святая Богородица как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою, и пребудет Девою в бесконечные веки. Сын Божий родился в ночь Рождества в городе Вифлееме, и положен был в ясли. Восемь дней спустя Он был обрезан по закону Моисееву и дано имя Ему Иисус, что значит: Спаситель. Он жил на земле около тридцати трех лет в бедности, и уничижениях и в трудах. Он сообщил нам Божественное учение, которое мы находим в Евангелии. Божественное Свое происхождение доказал Он бесчисленными чудесами, и все пророчества о пришествии Спасителя, возвещенные Богом с самого начала мiра, исполнились от слова до слова в лице Господа Иисуса.

7. В Великую Пятницу на Страстной Неделе, Христос по Своей воле и из любви к нам умер за грехи наши на кресте мучительною смертью, не быв сам причастен никакому греху, как свидетельствует Иоанн Креститель: «Се агнец Божий, вземляй грехи мiра» (Ин. 1, 29). Пострадал же Он добровольно, как Сам свидетельствует, говоря: «… область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю» (Ин. 10, 18) Он пострадал на кресте по плоти, а не по Божеству, но Божественное Его естество придавало Его страданиям цену бесконечную. Предсмертными страданиями Своими и Своею смертью Он искупил нас от проклятия и вечных мучений, и, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого, тем совершил спасительное примирение Бога с человеками. Это самое и есть то, что называется Таинством Искупления. После смерти Иисуса, пресвятое тело Его было погребено с честью, а душа Его, неразлучно соединенная с Божеством, как и тело, сошла в ад для освобождения из плена смертного душ Свв. Праотцев, которые вместе с Ним должны были войти в Царство Небесное. В третий день после смерти Господь Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых: это день Светлого Воскресенья. В день Вознесения, сорок дней по Своем Воскресении из мертвых, Он вознесся на небеса и, седя одесную Отца, послал Своим ученикам, по обещанию Своему, Духа Святаго, Духа истины, «иже от Отца и Сына исходящаго». По скончании мiра Он приидет снова во славе и во всем блеске величия Своего судить людей, которые все воскреснут из мертвых. В этот страшный день каждый получит по делам своим совершенное и вечное воздаяние. Одни услышат сей утешительный приговор: «,..приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготовленное вам Царствие от сложения мiра» (Мф. 25, 34). Другие напротив услышат: «…идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

8. Дух Святый, сошедший на Апостолов десять дней после Вознесения Христова, есть Третье Лице Пресвятой Троицы. Он вездесущ, ибо он Бог; но в сем мiре Он имеет особенное жилище в душах, не оскверненных грехом смертным. Он внушает нам добрые мысли и чувства и вместе дает силу творить добрые дела, вливая в сердце наше любовь к Богу.

9. Прежде Вознесения Своего Господь Иисус Христос основал Святую Церковь, с которою он обещал пребыть до скончания века. Церковь Христова есть едина, как Он Сам есть един; она Святая, Кафолическая и Апостольская. Более одной истинной Церкви быть не может, ибо, как глаголет Святой Апостол Павел: «…един Господь, едина вера: едино крещение и един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5-6). Много есть церквей в мiре; но не все истинные церкви. Истинную Церковь, истинную Невесту Господа Иисуса не трудно найти. Вот слова, коими Господь возвещал в Евангелии волю Свою насчет Церкви: «Пришедши же Иисус в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников Своих, говоря: за кого человеки почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: некоторые за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за котораго-нибудь из пророков; Иисус сказал им: а вы за кого Меня почитаете? Симон же Петр, ответствуя, сказал: Ты Христос Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и не кровь открыли тебе то, но Отец Мой, Сущий на небесах. Скажу и Я тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не преодолеют ея; и дам тебе ключи Царствия Небеснаго, и что свяжешь на земли, связано будет на небесах, а что разрешишь на земли, разрешено будет и на небесах» (Мф. 16, 13-19). На каком камне, на каком основании Господь создал Церковь Свою? На Петре, коему и обещал дать ключи Царствия Небесного. Иисус Христос есть невидимая глава Церкви; видимая же глава Церкви есть Петр и все те Первосвященники, которые, восседая после него на его первосвятительском престоле, получили от него ключи Царствия Небесного и власть решить и вязать. Престол Петра находится в Риме, где и поныне покоятся мощи сего Первоверховного Апостола. Преемники власти и кафедры его суть Римские Первосвященники. Одна Кафолическая, Апостольская, Римская Церковь признает Апостола Петра, и по нем Первосвященников Римских, видимою Главою Церкви и Наместником Иисуса Христа; потому-то и должно повиноваться Кафолической, Апостольской, Римской Церкви, и тем, кои управляют ею, то есть Епископам, и в особенности Святейшему Отцу Папе, который как Глава Церкви, преемник Святого Петра и Наместник Господа Иисуса Христа имеет власть над всеми Епископами и над всеми правоверными. Епископы, Митрополиты и Патриархи суть только главы частных Церквей; один Папа есть глава всех Церквей и Епископ Епископов. Как по обещанию Иисуса Христа «врата адовы не преодолеют ея», то и нет другого средства избавиться от опасных заблуждений, как пребыть всегда верным чадом сей святой Церкви. Вне Церкви нет спасения. Итак, Церковь есть общество правоверных Христиан, кои, под начальством видимой главы Церкви и законных пастырей, исповедуют веру, установленную Иисусом Христом, и участвуют во всех Церковных Таинствах. Но в более обширном смысле Церковь заключает в себе не только правоверных ныне еще живущих, но также и души, в чистилище находящиеся, равно как и царствующие уже на небесах. Мы участвуем в заслугах Святых и правоверных; молитвы их приносят нам пользу; но и мы со своей стороны должны молиться за умерших, приносить за них бескровную жертву и воссылать к Богу молитвы об отпущении им грехов. Таковые моления наши и добрые дела облегчают состояние душ, кои терпят в чистилищном огне временное наказание за грехи, соделанные на сей земле.

10. Всякая душа, отделясь от тела, с которым была соединена, немедленно представляется на суд к Господу Иисусу Христу и получает воздаяние за дела свои. Души праведных с радостью спешат к Господу Своему: они получают небеса в награждение. Души, еще не совершенно удовлетворившие за грехи свои, остаются в чистилище. А безбожники, мстители, воры, развратники, пьяницы, словом, все те, кои умирают во гневе Божием, ввергаются в ад, «там будет плачь и скрежет зубов», говорит Господь (Мф. 25, 30). В последний день мы все воскреснем, Иисус Христос придет судить людей во славе Своей, и «вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25, 31). Тогда все увидят Его могущество и славу; и пред всею Вселенною Он прославит праведных; беззаконников же предаст стыду и проклятию.

Должно верить всем этим истинам не по слову нашему, но по слову Божиему, которое возвещается и проповедуется нам святою Церковью, яже есть «столп и утверждение истины» (I Тим. 3, 15).

§ 2. Что мы обязаны делать для спасения?

11. Для спасения нашего должно не только твердо верить всем этим истинам, но и жить по-христиански, то есть соблюдать все заповеди Божественные и Церковные, делать добро и избегать зла.

Заповедей Божиих десять:

1-я. Обязывает нас обожать одного Бога и любить Его паче всего, а ближнего любить как самого себя.

Посему она запрещает почитать ложных богов, воздавать им божеское служение и приносить жертвы.

2-я. Обязывает нас чтить Его святое Имя, запрещает оскорблять Его призыванием сего святого Имени всуе, разными клятвенными обещаниями или употреблением оного в шутку.

3-я. Повелевает нам праздновать Воскресные дни, в которые мы должны оставить свои дела и труды.

4-я. Повелевает чтить отца и мать, всякую власть и всех благодетелей наших.

5-я. Запрещает убивать, причинять или желать какое-либо другое зло ближнему, запрещает также подавать другим дурной пример, питать в своем сердце ненависть к кому-нибудь, мстить ближнему, которому, напротив, должно прощать всё, в чем он мог против нас провиниться.

6-я. Запрещает прелюбодеяние и всякое другое непотребство любодейство, сладострастие, распутство и, кроме того, все шутки, игры или что бы то ни было могущее нас соблазнить.

7-я. Запрещает кражу, то есть брать или удерживать чужое добро и причинять ближнему убыток.

8-я. Запрещает ложное свидетельство на ближнего, обман, хуждение, порицание, поношение и клевету.

9-я. Запрещает всякие вожделения и помышления сладострастные.

10-я. Запрещает всякие помышления противные любви к ближнему, как-то: зависть, ненависть и всякие желания корыстолюбивые и властолюбивые.

12. Заповедей Церковных шесть; они обязывают нас:

1-я. Освящать молитвою все Воскресные и некоторые праздничные дни.

2-я. Бывать в эти дни у обедни.

3-я. Исповедовать грехи свои по крайней мере раз в год.

4-я. Не менее одного раза в год приобщаться Святых Тайн, а именно в Пасхальное время. Однако Церковь приглашает всех приступать как можно чаще к сему источнику жизни.

5-я. Соблюдать пост Великой Четыредесятницы и так называемые, посты четырех времен года, на которые чрез них испрашивается особенное благословение Господа.

6-я. Воздерживаться от скоромного в пятницы, субботы и в другие дни, определенные Церковью.

Эти последние две заповеди допускают некоторые исключения, касающиеся возраста, болезни и других случаев, коих законность должна быть судима приходским пастырем или духовным отцом. [Ныне постные предписания смягчены, а две последние заповеди слиты в одну. - Ред.]

13. Чтобы повиноваться Богу и Церкви, нам необходима благодать; а чтобы получить благодать, ее надобно испрашивать у Господа Бога ради заслуг Христа Спасителя. Самая превосходная молитва есть молитва Господня «Отче наш». Весьма полезно чтить и уважать всех Ангелов Божиих и Святых, ибо они возлюбленные Господа, Который охотно внемлет молитвам их о нас грешных. В особенности мы обязаны со всяким тщанием глубоко почитать, прославлять и любить Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Она — грешников пристанище, радость всех скорбящих, предстательство христиан, немощных спасение, надежда ненадежных. К ней прибегать должно во всех наших нуждах, в огорчениях, в печалях, в телесных слабостях и душенных недугах, Прося заступления, помощи и ходатайства за нас пред рождшимся от нее Спасом и Богом нашим Иисусом Христом.

14. Иисус Христос установил Таинства, дабы чрез них изливать в сердца наши Свои дары и благодать, делая нас таким образом причастниками бесконечного достоинства Своих дел, Своих страданий и смерти. Есть семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство и Брак. Понятия о Крещении, Покаянии и Евхаристии должны быть чрезвычайно точны по причине преимущественной важности их для всех людей.

15. Крещение есть Таинство духовного возрождения, без коего никто не может быть спасен. В случае чрезвычайной необходимости его может совершать и мiрское лицо. Для этого нужно только на голову возлить обыкновенную естественную воду (которая должна касаться не только волос, по и тела), произнося следующие слова: «Я крещаю тебя во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Крещение очищает нас от первородного греха, примиряет с Богом и делает нас членами Тела Христова и Церкви.

16. Таинство Покаяния установлено Христом Спасителем для омытия грехов после Крещения соделанных. Но, чтобы получить отпущение грехов чрез это Таинство, нужно открыть пред священником, по крайней мере все смертные грехи, иметь сокрушение сердца и скорбь о грехах своих, то есть раскаяние (которое Бог дает всегда просящему у Него) с твердым намерением, во-1 х, исправить впредь жизнь свою; во 2-х, избегать те случаи, которые нас могут соблазнить; и, в 3-х, выполнить в точности наказание или эпитимию, которую налагает и определяет духовник.

17. Евхаристия есть самое великое из всех Таинств, ибо оно сообщает нам не одну только благодать, как прочие Таинства, но, содержа в себе Самого Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, сообщает нам Его Тело, Кровь, Душу и Божество. За обеднею, в ту минуту, когда священник освящает Святые Дары и произносит слова: «Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя», хлеб пременяется в Тело Христово, а вино в Кровь Его, и остается только наружность хлеба и вина. Итак, когда сии Святые Тайны поставлены на алтарь и представляются взорам всех или когда хранятся в ковчеге, мы имеем пред собою не образ Иисуса Христа, но Самого Господа нашего; и когда мы приобщаемся Святым Тайнам, мы принимаем в себя Спасителя нашего, Того Сына Божия, Который, воплотившись от Девы Марии, родился в Вифлееме, умер за нас на кресте, воскрес в третий день по Писанию и вознесся на небеса. Сей закланный Агнец Божий также истинно присутствует на алтаре и, по приобщении, в нас самих Божественным и человеческим Своим естеством, как Он находится на небе. Приступающий к Святым Тайнам должен быть очищен от всякого смертного греха; в противном случае он навлекает на себя страшное осуждение за святотатственное приобщение Тела Господня: «…ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет…» (I Кор. 11, 29).

18. Миропомазание сообщает нам некоторые дары Святаго Духа и особенную силу постоянно и неослабно исповедовать нашу веру и побеждать невидимого врага нашего спасения. Чрез сие Таинство мы укрепляемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати.

Елеосвящение установлено для выздоровления или по крайней мере для облегчения болезней как душевных, так и телесных; оно есть также прекрасное приготовление к христианской смерти.

Священство дает власть и силу исполнять свято все церковные требы, в особенности же освящать за Литургиею предложенные Дары. Брак дает бракосочетающимся благодать жить в союзе святом и воспитывать детей в страхе Божием.

19. Нам всем должно умереть; но время нашей смерти неизвестно. От этой минуты зависит наше вечное счастие или вечное несчастие. Рай или ад будет нашим достоянием навеки, смотря по тому, в состоянии ли благодати или нет застанет нас смерть; будем же помышлять об этом постоянно.

20. Главные препятствия ко спасению суть:

1-е, ярость демона, который «яко лев, рыкая, ходит, ища кого поглотить» (I Петр. 5, 8) и увлечь с собою в геенну;

2-е, пагубное действие дурных примеров:

3-е, опасные случаи, вводящие в соблазн, и коих мы не отвращаемся по слабости воли, неусмотрительности и легкомыслию;

4-е, страсти вообще, но в особенности та, которая сильнее других и как бы их корень. Впрочем, господствующая страсть бывает различна, смотря по нраву каждого человека.

21. Главных грехов семь; от них рождаются все прочие.

1) Гордость есть неумеренное и преступное желание собственной славы, дабы превзойти других. От сего греха происходят, и частности, следующие пороки: богохульство, презрение к ближнему, осуждение, неповиновение, лицемерие, самонадеянность, закоснение во грехе и навык к нему, упрямство и проч.

2) Любостяжание есть неумеренное желание богатства и имущества; порождает убийство, коварство, мятеж, обман, жестокость к ближнему, немилосердие, бесчеловечие, огрубение сердца, притеснение бедных и проч.

3) Блуд есть безмерное пожелание плоти, которое, ослабляя тело, убивает вместе с тем и душу; этот грех, ввергая в геенну множество людей, действует на душу преимущественно посредством зрения и слуха; он производит в ней самые страшные и пагубные перевороты, как-то: помрачение ума, отвращение от предметов Божественных, нечестие, отчаяние и проч.

4) Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего и, напротив, радость и удовольствие при его злополучии. Этот грех производит презрение, ненависть, злоречие, обманы, убийства и проч.

5) Чревоугождение есть чрезмерное употребление пищи и пития; оно рождает отягчение сердца, вожделение плоти, грубые нравы, тяжкие болезни, распутство и проч.

6) Гнев, который благоразумного человека превращает в лютого зверя, рождает злопамятство, ярость, мщение, убийства и проч.

7) Беспечность или ленность есть холодное равнодушие, отвращение ко всякой работе умственной или вещественной; от сего происходит распутство, изнеженность, высокомерие и проч.

Краткое описание этих семи грехов достаточно объясняет, почему они были названы «главными». Кто истинно боится Бога и не хочет потерять Его благодати, тот избегает их всеми силами.

22. Необходимейшие добродетели, без которых совершенно никто спастись не может, суть: Вера, Надежда и Любовь.

1) Вера есть добродетель, посредством которой мы твердо принимаем, сердцем веруем и устами исповедуем все истины, откровенные нам Господом и Церковью преподанные за таковые.

2) Надежда есть добродетель, посредством которой мы ожидаем с твердым упованием жизнь вечную и никогда не отчаиваемся в содействии благодати, нужной для достижения вечного блаженства.

3) Любовь есть добродетель, которой мы, во-первых, предпочитаем Бога всем возможным благам за то единственно, что Он один как Творец Наш и Благодетель и как Верховное Благо достоин всякой любви; и, во-вторых, любим, как себя, из любви к Богу ближнего.

23. Из этой любви к Богу и к ближнему вытекают, как из источника, дела тем более драгоценные, что Господь принимает за сделанное для Него всё то, что из любви к Нему мы делаем для ближнего. Эти дела называются делами милосердия.

Они двоякого рода: одни относятся к телу, другие к душе. Вот важнейшие из дел, относящихся к телу: давать алчущему пищу, нагому одежду, напоять жаждущего, доставлять бедным работу и средства к пропитанию; навещать больных, посещать заключенных в темнице, для утешения их и облегчения их участи; погребать умерших. Дела, относящиеся к душе суть: отклонять грешника от греха и привлекать его к лучшей жизни; наставлять неученого и невежду истинам и обязанностям веры, утешать скорбящего, давать добрые советы, переносить недостатки, прощать обиды, молиться Богу за живых и мертвых.

24. Каждый христианин должен часто выражать Господу чувства веры, надежды и любви. Это в особенности важно в час смерти.

Глас верующего сердца:
Верую, Господи, во всё то, что Ты открыл Святой Церкви и поручил преподать нам, ибо Ты еси Истина, и потому не можешь ни Сам ошибиться, ни ввести других в заблуждения.

Глас уповающего сердца:
В сердце сохраняю благую надежду сию, что Ты, Господи Боже мой, по твоей благости и ради Сына Твоего Спаса Нашего Иисуса Христа, благоволишь даровать мне в сей жизни благодать Твою, а по смерти Царствие Небесное, если пребуду в послушании Твоем, яко Ты не преступишь слова Твоего, и обетования Твои исполнишь во благовремении.

Глас любящего сердца:
Люблю Тебя, Господи, паче всего на свете, всем сердцем моим и всею силою моею, и ради Тебя люблю ближнего моего, как себя, ибо Ты единственное благо истинная радость души моей, о бесконечно достойный любви, Боже!

Глас сокрушенного сердца:
Тебе, Господи мой, единый Блаже, исповедаю грехи мои и с сокрушенным сердцем молю Тебя о прощении, ибо Ты грех ненавидишь, многомилостивый и любоблагий Боже! С помощию Твоей благодати я сохраню себя в любви Твоей, омывая грехи мои слезами умиления и раскаянии.

§ 3. Что мы должны наблюдать при Таинстве

25. Один грех смертный достаточен для того, чтобы погубить навсегда человека, если он до смерти своей не раскается и не получит от Бога прощения. Посему ничто не должно быть в мiре драгоценнее для человека, как омытие от тех грехов, которые могут заключить его на веки в темницу ада. Иисус Христос усгановил Таинство Покаяния для восстановления той невинности, которую мы стяжали в Святом Крещении, но которую мы можем потерять чрез грех. Сущность Покаяния составляют сокрушение, исповедь и удовлетворение.

Сокрушение сердца есть скорбь о своих грехах. Оно должно быть, во-1-х, «непритворно» и рождено в сердце действием Духа, без помощи Коего никто не может иметь раскаяния. И так мы должны молить Господа, чтобы Он дал нам сию помощь; молитва же, одушевленная смирением и сыновнею надеждою, всегда будет Им услышана.

Во-2-х, сокрушение сердца должно быть «сверхъестественно», то есть основано на побуждениях и чувствах, внушенных верою. Тот не имеет сокрушения, который ненавидит грех только потому, что он причинил ему какой-нибудь урон или потерю, как-то временное несчастие, наказание, болезнь, утрату имущества и проч. Причиною раскаяния должна быть мысль, что грех оскорбляет величие и святость Бога; хотя можно также побуждать себя к раскаянию помышлениями об аде и его вечных мучениях, которые мы заслужили нашею преступною жизнью. Но сокрушение сердца тем превосходнее и тем приятнее Богу, чем превосходнее причины, рождающие его в нашем сердце, как, например: мысль о величии и святости Бога и Творца нашего, Которому мы уплатили грехом и неблагодарностью за все Его к нам благодеяния; чувства любви ко Христу Спасу и сострадания к мучениям, которые Он перенес за нас, дабы избавить нас от греха и его пагубны для нас последствий.

В-3-х, истинное сокрушение, необходимое для того, чтобы получить прощение, должно быть сопровождаемо «твердою решимостью» скорее умереть, нежели прогневать Бога чрез грех смертный, и кроме того, готовностью избегать все случаи, подающие ближайший повод ко греху. Должное вознаграждение, или по крайней мере, готовность вознаградить Его за вред, причиненный Ему, составляет также одно из необходимых условии сокрушения сердца.

26. Исповедовать грехи свои должно священнику, получившему для сего надлежащую власть от законного Епископа, который со своей стороны должен быть препоставлен своей Епархии главою всей Церкви, Святейшим Отцом Папою, которому он обязан повиноваться.

Исповедание должно быть сопровождаемо смирением и точностью в объявлении всех смертных грехов наших, их числа и обстоятельств, их сопровождавших; и дабы не забыть ни одного и них, весьма полезно припомнить себе пред исповедью Божии 3аповеди, обязанности нашего состояния, лица, с которыми мы имели сношения, места, где мы имели пребывание и совершил главные грехи, и рассмотреть, каковы были в отношении ко всему этому наши мысли, слова и поступки.

27. После исповеди и полученного прощения грехов мы должны исполнить в точности «эпитимию», или наказание, определенное нам священником в удовлетворение за соделанные грехи.

 

ИЗБРАННЫЕ МОЛИТВЫ
Мы опускаем молитвослов, приведенный в оригинальном печатном издании, заменяя его лишь самыми необходимыми молитвами.

Редактор.

Крестное знамение (In nomine): Во имя Отца + и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва Господня (Pater noster): Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Апостольский Символ Веры (Credo in Deum): Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, единого Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святаго, родился от Марии Девы; страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен; сошел во ад; в третий день воскрес из мертвых; восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего; оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святаго, святую Католическую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.

Ангельское приветствие (Ave Maria): Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с тобою; благословенна ты между женами и благословен плод чрева твоего, Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных ныне и в час смерти нашей. Аминь.

Малое славословие (Gloria Patri): Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Как было изначала и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Похожие статьи:

Добавить комментарий