Жак Бонно и сподвижники, блжж.

Категория: Энциклопедия

Блаженный Жак Бонно (Jacques-Jules Bonnaud) и его собратья, мученики Французской революции

Следует признать, что на фоне других мучеников-иезуитов эти люди могут показаться “бедными родственниками”. Они были бесцеремонно убиты своими же соотечественниками. Их смерть, неизбежное следствие событий, вызванных разъяренными страстями, может показаться делом случая, а эти люди, на первый взгляд, остаются далеко позади своих многочисленных собратьев, умерших героической смертью во время своих легендарных миссионерских предприятий в далекой Канаде, Индии или Японии.

Многие из них были людьми, не занимавшими высокого положения. Уже само их число заставляет нас ограничиться лишь основными событиями и препятствует любым попыткам нарисовать индивидуальный портрет личности каждого из них. Предельное же их унижение состоит в том, что роспуск Общества за 20 лет до их смерти, ставит под вопрос их право называться иезуитами.

Подлинные иезуиты

В самом начале нужно подчеркнуть, что, хотя некоторые называют их “бывшими иезуитами” (это определение использовано и в Декрете о Беатификации), они все еще оставались членами Общества во время своей смерти. Действительно, существовал декрет, изданный парижским парламентом и позже принятый большинством местных парламентов, который явился результатом мощной волны антирелигиозных чувств и вынудил Бонно и других иезуитов (в том числе 12 схоластиков) покинуть свои резиденции. Таким образом, они были обречены на нищету, так как отказались дать отречься от обетов, в результате лишаясь права занимать какую-либо должность или попечительствовать над приходом. Однако ни этот декрет, ни даже письмо Климента XIV о роспуске Общества, появившееся 11 лет спустя, не могли освободить их от данных Богу обязательств. Чтобы письмо о роспуске Общества вступило в силу, оно должно было быть обнародовано в домах Общества, но, даже если бы епископы согласились сделать это, дома, о которых идет речь, давно перестали существовать.

Таким образом, Бонно и его товарищи оставались в Ордене, верные своим монашеским обетам. Однако большинство считало их «бывшими иезуитами»: небольшое пособие, которое было им выделено властями и за которым они регулярно приходили, значилось как пособие для “бывших иезуитов”; враги веры, видели в “бывших иезуитах” серьезных противников из-за их проповедей и трудов, которые они писали; религиозных общин, больных и заключенных, которых они посещали; из-за обыкновенных верующих, которые стекались к их кафедрам и исповедальням.

Любовь к Христу и дух св. Игнатия, который они долго черпали из “Упражнений”, продолжали вдохновлять их апостольское служение и поддерживать верность членов большой общины, рассеянной по стране. И, разумеется, когда пришел момент их высшей жертвы, они доказали свою верность со спокойствием и даже рвением, и их мученичество было венцом всей их жизни – жизни исповедников. Дух их Общества был настолько бессмертен, что, хотя Общество Иисуса во Франции официально не существовало уже в течение тридцати лет, среди его осиротевших сыновей было больше мучеников, чем в любой другой монашеской семье.

Подлинные мученики

Более того, это были подлинные мученики, как и другие их общники. Главной причиной их ареста и смерти был их отказ подписать Гражданскую Конституцию Клира. Первоначальный замысел законной общественной реформы был вскоре подменен открытым планом создать национальную церковь, полностью отделенную от власти Папы. Как показали последующие события, это был лишь первый шаг на пути к полному запрету католичества и всякой религии вообще. За свою преданность Папе и Церкви эти люди с готовностью пошли на смерть. Нельзя допустить, чтобы классовые предрассудки их палачей и их клеветнические обвинения в составлении заговоров с иностранными врагами и государственной измене затмили эту истину: иезуиты умерли за веру; о чем свидетельствуют богохульства тех, кто их убил и репрессивные антирелигиозные законы, введенные властями во второй половине августа 1792 г.

Их мученичество было бесславным; можно сказать, что они были «незаметными» мучениками. Но они служат совершенным образцом для бесчисленных мучеников современности, обвиняемых в предательстве своей страны и заклейменных как враги народа. Они были мучениками в подлинном смысле, последовавшими по стопам первых христиан, этих “врагов Империи”, и множества других, пострадавших за веру в разные времена.

Память 19 января.

Р. де Равинель, S.J.

Источник: Jesuit.ru

Похожие статьи:

Добавить комментарий